Содержание
Пояснительная записка
Учебно – тематический план первой младшей группы
Учебно – тематический план второй младшей группы
Содержание первого года обучения ( первая младшая группа)
Содержание второго года обучения (вторая младшая группа)
Ожидаемые результаты
2
Пояснительная записка
В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется
конструированию, так как этот вид деятельности способствует развитию фантазии,
воображения, умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира,
формируется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус,
ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели,
коммуникативные умения, что очень важно для подготовки ребенка к жизни и
обучению в школе). Конструирование в детском саду было во все времена. Оно
проводится с детьми всех возрастов, как на занятиях, так и в совместной и
самостоятельной деятельности детей, в игровой форме.
В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками
приобретает такой продуктивный вид деятельности как Lego-конструирование и
образовательная робототехника.
Конструкторы Lego – это конструкторы, которые спроектированы таким
образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум
информации о современной науке, технике и освоить ее.
Актуальность программы, ее цели и задачи
Цель и задачи программы
Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на
сегодняшний день используется недостаточно. Обучение и развитее в ДОО можно
реализовать в образовательной среде с помощью Lego-конструкторов и
робототехники.
Актуальность Lego-технологии и робототехники значима в свете внедрения
ФГОС, так как:
– является великолепным средством для интеллектуального развития
дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое,
Познавательное, Социально-коммуникативное развитие);
– позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие
дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
– формирует познавательную активность, способствует воспитанию социальноактивной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
– объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью,
представляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный
мир, где нет границ.
Цель программы:
3
Формирование творческо-конструктивных способностей и познавательной
активности дошкольников посредством образовательных конструкторов и
робототехники.
Задачи программы:
1.
Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию,
к техническому творчеству.
2.
Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию,
творческую инициативу, самостоятельность.
3.
Развивать мелкую моторику.
4.
Развивать внимание, память.
5.
Сформировать умение работать совместно с детьми и педагогом в
процессе создания коллективной постройки.
6.
Развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна,
продуктам своей конструктивной деятельности и постройкам других детей.
7.
Воспитывать толерантность друг к другу.
Условия реализации программы
Данная программа рассчитана на два года обучения, с учетом возрастных
особенностей каждой группы. Для детей с 2 до 4 лет.
Первый год обучения (первая младшая группа) – 30занятий по 15-20минут
(один раз в неделю).
Второй год обучения (вторая младшая группа) – 30 занятий по 20-25 минут
(один раз в неделю).
Формы и методы проведения занятий
Содержание программы
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей
детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные
области:
1. «Социально-коммуникативное развитие».
2. «Познавательное развитие».
3. «Речевое развитие».
4. «Художественно-эстетическое развитие».
5. «Физическое развитие».
Формы организации работы
Конструирование выполняется в форме проектной деятельности, может быть
индивидуальной, парной и групповой.
4
1.Конструирование по образцу - прямая передача готовых знаний, способов действия
основанная на подражании. Детям дается образец постройки и способы
воспроизведения.
2.Конструирование по модели. Детям дается модель, но не даются способы решения.
Конструирование по модели это усложненная разновидность конструирования по
образцу.
3.Конструирование по условиям - образца нет, схемы тоже нет и нет и способов
возведения. Определяем только условия, которым должна соответствовать постройка,
ее практическое значение. Конструирование по условиям способствует развитию
творческого конструирования.
4.Конструирование по схемам. В результате такого обучения - формируются
мышление и познавательные способности.
5.Конструирование по замыслу. Большая возможность для развертывания творчества
и
проявления самостоятельности. Дети сами решают, что и как будут конструировать.
Данная форма не средство обучения детей созданию замыслов, а форма деятельности
позволяющая самостоятельно и творчески использовать знания и умения полученные
заранее.
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, создает образ будущего
сооружения и воплотит его. Этот тип конструирования лучше других развивает
творческие способности.
На занятии дошкольники проходят 4 этапа усвоения программы: 1- восприятие, 2мышление, 3- действие, 4- результат. По окончании каждого занятия ребенок видит
результат своей работы.
Отличительной особенностью конструирования является самостоятельность и
творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Дети
постройки используют в сюжетно-ролевых играх, в играх - театрализациях,
используют в дидактических играх и упражнениях.
Содержание работы ( 1 младшая группа)
1.
Учить называть детали Lego-конструктора
2.
Простейшему анализу сооруженных построек (выделять форму, величину и цвет
построек).
3.
Выполнять конструкцию , узор в соответствии с заданными условиями.
4.
Обогащать речь словосочетаниями.
5.
Конструировать по образцу и условиям.
6.
Различать по цвету и форме.
7.
Развивать зрительно-моторную координацию при соединении деталей
конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий.
8.
Учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его
конструктивное решение.
5
9.
Оформлять свой замысел путем предварительного называния будущей
постройки
10. Развивать и поддерживать замысел в процессе развертывания конструктивной
деятельности, помогать его осуществлять.
Тематический план занятий детей с 2 -3 лет.
Тема
Знакомство с
легоконструктором
Поможем кукле
Кате собрать
пирамидку
Дорожки разной
величины
Башенка
Ворота для парка
Поможем
дедушки и
бабушке
построить забор
Построим дом
для лисички
Мебель для
комнаты
Мебель для
кухни
Количество
Цель
занятий
1
– Познакомить детей с Lego – конструктором
(кирпичик, клювик и т.д.);
– Закреплять знания цвета и формы.
1
– Учить строить простейшие постройки.
–
Формировать
бережное
отношение
к
конструктору.
1
– Развивать способность детей к наглядному
моделированию через ЛЕГО – конструктор.
– Формировать у детей представления о величине
предмета (широкий – узкий).
– Познакомить со способами соединения деталей
при постройке широких дорожек.
– Развивать умения анализировать образец и
соотносить с ним свои действия
1
– Учить строить простейшие постройки.
–
Формировать
бережное
отношение
к
конструктору.
1
– Учить выполнять конструкцию – ворота,
знакомство с новыми деталями
1
– Развивать умения анализировать образец и
соотносить с ним свои действия.
– Познакомить со способами сооружения заборов и
конструкционными возможностями разных деталей
конструктора.
– Воспитывать умение работать в коллективе.
1
– Развивать творческое воображение.
– Учить строить дом из Lego – конструктора.
1
– Развивать способность выделять в предметах их
функциональные части.
– Учить анализировать образец.
1
– Закреплять умение строить мебель.
– Запоминать название предметов мебели.
6
Домик для легочеловечков
Мостик через
реку
Пастбище
1
– Закреплять умение строить домики.
1
Колодец
1
Машина с
прицепом
Передвижение
по воде
1
– Учить строить мостик.
– Точно соединять строительные детали.
– Учить строить загоны для животных разными
способами.
– Учить строить коллективно простейшую
постройку из лего- конструктора
– Учить строить машину с прицепом.
– Развивать навыки конструирования
– Научить собирать кораблики
– Объяснить почему предметы не тонут
– Научить испытывать паруса
– Учить строить робота из лего-конструктора
– Познакомить детей с железной дорогой
– Учить строить станцию для паровозика
– Закреплять название магазинов и их виды.
– Учить строить магазин
– Рассказать о космическом корабле
– Учить строить космический корабль
– Закреплять знания о профессии летчика.
– Учить строить самолет по схеме
– Учить строить ракету по схеме.
– Закреплять полученные навыки
–Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть ее тему, давать общее
описание.
–
Развивать
творческую
инициативу,
самостоятельность
Итого: 30 занятий
1
1
Роботы
Станция
1
1
Магазин
2
Космический
корабль
Самолет
1
Ракета
Конструирование
по замыслу
1
8
1
Содержание работы (2младшая группа)
1.
Развивать наблюдательность, уточнять представление о форме предметов и их
частей.
2.
Развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать
сосредоточенно.
3.
Учить строить красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков,
фотографий, чертежей.
4.
Продолжать знакомить с новыми деталями.
7
5.
Добиваться рассуждений в слух при решении конструктивной задачи.
6.
Учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять ее общее
конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимися строительным
материалом.
7.
Учить создавать более сложные постройки;
8.
Работать вместе не мешая друг другу, создавать коллективные постройки;
9.
Уметь рассказывать о постройке других воспитанников;
10. Самостоятельно распределять обязанности;
11. Учить помогать товарищам в сложную минуту;
12. Возводить конструкцию по образцу.
13. Направлять детское воображение на создание новых оригинальных
конструкций.
Тематический план детей 3 - 4 лет
Тема
Продолжить
знакомство с
легоконструктором
Ворота для парка
Количество
Цель
занятий
1
– Продолжить знакомство с конструктором лего
дупло.
1
Поможем
медвежонку
построить забор
1
Построим дом
для куклы
1
Кубики
соединяющиеся
1
Домик для лего-
1
– Учить выполнять конструкцию – ворота,
продолжать знакомить с шестеренкой.
– Развивать умения анализировать образец и
соотносить с ним свои действия.
– Познакомить со способами сооружения заборов и
конструкционными возможностями разных деталей
конструктора.
– Воспитывать умение работать в коллективе.
– Учить строить дом.
–
Распределять
детали
лего-конструктора
правильно.
–Развивать творческое воображение, навыки
конструирования.
– Учить « выращивать» свою конструкцию во всех
плоскостях.
- Развивать воображение, мышление.
– Учить строить дом для лего-зверей.
– Развивать фантазию, творчество.
8
зверей
Мостик через
озеро
Утята в озере
1
1
Пастбище
1
Передвижение
по воде
1
Кафе
2
Дети
2
Станция
1
Магазин
2
Робот
1
Самолет
1
Ракета
Светофор
1
1
Мой день в
детском саду
2
Конструирование
по замыслу
7
– Учить доводить начатое дело до конца.
– Учить строить мостик, точно соединять
строительные детали, накладывать друг на друга.
– Учить внимательно слушать стихотворение.
– Строить из конструктора утят
– Учить строить загоны для животных разными
способами.
– Научить собирать кораблики.
– Объяснить, почему предметы не тонут.
– Научить испытывать паруса.
– Учить строить сложную постройку, работать
вместе не мешая друг другу.
– Учить строить мальчика и девочку из легоконструктора.
– Познакомить детей с железной дорогой.
– Учить строить станцию для паровозика.
– Закреплять название магазинов и их виды.
–Учить строить магазин.
– Познакомить с игрушкой робот.
– Учить строить из лего-конструктора.
– Закреплять знания о профессии летчика.
– Учить строить самолет по схеме.
– Учить строить ракету по схеме.
– Закреплять знания о светофоре.
– Учить строить светофор.
– Учить строить детский сад.
–
Развивать
творческую
инициативу
и
самостоятельность.
– Закреплять полученные навыки
–Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть ее тему, давать общее
описание.
–
Развивать
творческую
инициативу,
самостоятельность
Итого: 30 занятий
9
Ожидаемые результаты
Предполагаемые результаты обучения детей с 2 до 3 лет:
1. Называть детали Lego- дупло
2. Анализировать сооруженные постройки (выделять форму, величину и цвет
построек).
3.Выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями.
4.Конструировать по образцу и условиям.
5.Различать по цвету и форме.
6. Воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное
решение.
7.Оформлять свой замысел путем предварительного называния будущей
постройки.
Предполагаемые результаты детей 3-4 года :
1. Строить красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков,
фотографий, чертежей.
2. Рассуждать в слух при решении конструктивной задачи.
3. Создавать более сложные постройки.
4. Работать вместе не мешая друг другу, создавать коллективные постройки.
5. Уметь рассказывать о постройке других воспитанников.
6. Самостоятельно распределять обязанности.
7. Помогать товарищам в сложную минуту.
8. Возводить конструкцию по образцу.
10