программа мир головоломок

СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1Пояснительная записка………………………………………………..3
1.2 Цели и задачи………………………………………………………….5
1.3 Содержание программы………………………………………………5
1.4 Планируемые результаты…………………………………………….7
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график……………………………………….8
2.2 Условия реализации программы……………………………………..11
2.3 Формы аттестации…………………………………………………….11
2.4 Оценочные материалы………………………………………………..12
2.5 Методические материалы…………………………………………….12
3. Список литературы…………………………………………………..13
Приложение № 1 Календарно-учебный график…………………………14

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка.
Рабочая программа «Мир головоломок» нацелена на развитие у дошкольников
логического мышления. Программа составлена на основе методических рекомендаций
И.И. Казуниной «Мир головоломок. Смарт тренинг для дошкольников»,
рекомендованной Министерством просвещения РФ.
Актуальность.
Проблема интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста
является одной из самых актуальных в современной педагогике. Программа
предназначена для формирования у обучающихся образовательного потенциала с
помощью головоломок, так как систематическому использованию головоломок в
образовательном процессе на данный момент уделяется мало внимания. Дошкольники с
развитым интеллектом быстрее запомнят материал, будут более уверенны в своих силах,
легче адаптируются в новой обстановке, будут лучше подготовлены к школе.
Отличительные особенности.
Программа предусматривает включение различных игровых упражнений, которые
позволяют задействовать различные психологические качества, способности, эмоции. В
процессе решения трудной задачи дети могут проявлять целеустремленность,
настойчивость, упорство и решительность. А также влияет на общее развитие детей, так
как позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные
составляющие его способностей.
Новизна.
Программа реализовывается впервые, на основе метода активного обучения детей,
направленного на достижение поставленной цели, развитие познавательного интереса,
сообразительности и находчивости – смарт-тренинга.
Акроним «smart» известен, как метод определения «умной» цели и постановки
задач.
S.M.A.R.T.
• Specific– конкретный
• Measurable – измеримый
• Attainable – достижимый
• Relevant – значимый
• Time-bound – ограниченный во времени
Слово «тренинг» (англ. training от train–обучать, воспитывать) обозначает метод
активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков.
Адресат программы
Программа рассчитана на старший дошкольный возраст. Субъектами реализации
программы являются мальчики и девочки 4-7 лет.
Возрастные особенности
В дошкольном возрасте на фоне общего физического развития совершенствуется
нервная система ребенка: улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость
нервных процессов. У детей происходит активное развитие мелкой моторики и
логического мышления. Познавательные интересы претерпевают качественные
изменения; развивается произвольность действий. Начинают формироваться общие
категории мышления. Продолжают развиваться и такие свойства внимания, как
распределение и переключение. Подобные возрастные изменения характерны и для такого
психического процесса, как память. Дети в состоянии воспроизвести полученные знания,
впечатления даже через достаточно длительный промежуток времени. Воображение в
этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой,
способствует ее освоению, служит вместе с мышлением средством познания

действительности. Развитие представлений во многом характеризует процесс
формирования мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени
связано с совершенствованием возможности оперировать представлениями на
произвольном уровне.
Объем и срок освоения программы.
Программа рассчитана на 32 недели и предполагает среднюю сложность
предлагаемого материала для освоения содержания. Общее количество часов,
необходимых для освоения программы составляет 64 часов.
Форма обучения - очная.
Уровень программы – стартовый.
Особенности организации образовательного процесса.
Учебно-тематический материал Программы распределён в соответствии с
принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний,
практических, умений и навыков.
Представленные в Программе темы создают целостную систему подготовки
обучающихся.
Формы реализации образовательной программы.
Традиционная модель, которая представляет собой линейную последовательность
освоения содержания в течение одного года обучения в одной образовательной
организации.
Организационные формы обучения
Занятия проводятся в группе, сочетая принцип группового обучения с
индивидуальным подходом.
Режим занятий.
Занятия проводятся согласно расписанию, 2 раза в неделю продолжительностью 1
час. Продолжительность академического часа 25-30 минут.
1.2. Цели и задачи программы.
Цель: развитие умственных, творческих способностей и логического мышления у детей
дошкольного возраста через игру.
Задачи программы:
Предметные:
- Расширять словарный запас и общий кругозор детей.
- Привить устойчивый интерес детей к играм-головоломкам.
Метапредметные:
- Развивать мышление, память, внимание.
- Развивать графические навыки, крупную и мелкую моторику.
- Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения.
- Развивать наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало.
Личностные:
- Воспитывать усидчивость, настойчивость, трудолюбие, целеустремлённость, волю
к победе, эмоциональную устойчивость.
- Развивать мотивацию к познанию.

1.3. Содержание программы
Учебный план.
№
Содержание

Количество часов
Формы аттестации и
всего
теория
практика контроля

1

Блок первый
«Логические игрыупражнения»

18

6

12

2

Блок второй
«Геометрические
головоломки на
плоскости»
Блок третий
«Объемные
головоломки»

16

6

10

10

4

6

4

Блок четвертый
«Головоломкилабиринты»

10

4

6

5

Блок пятый
«Словесные игрыголоволомки»

10

4

6

Итого часов:

64

24

40

3

Практическое задание
«Пуговицы» - выполнение
заданий с пуговицами на
раскладывание,
перемещение, выполнение
мыслительных операций.
Практическое задание.
«Репка» - Выкладывание
силуэтов из геометрических
элементов головоломки.
Практическая работа
«ГАЛА-КУБ» - создание
объемной конструкции
путем соединения,
разъединения,
перестановки деталей в
3Dформате.

Игровое упражнение
«Тематические лабиринты пройти от входа в лабиринт
довыхода из него».
Работа в группах «Загадки
с подвохом» - ответить на
нестандартный вопрос.
«Ребусы» - отгадывание
ребусов

Содержание учебного плана.
1. Блок первый «Логические игры-упражнения» (18 часов).
Теория: Правила техники безопасности. Постановка задач на год.
Знакомить детей с логическими играми-упражнениями.
Практика: И/У «Складушки» - составление рисунка из ¼ кругов, совпадающих по цвету
так, чтобы углы и (или) стороны подходили друг к другу. И/У «Пуговицы» - выполнение
заданий с пуговицами на раскладывание, перемещение, выполнение мыслительных
операций.
2.
Блок второй «Геометрические головоломки на плоскости»(16 часов)
Теория: Знакомить детей с геометрическими головоломками наплоскости.
Практика: И/У «Слагалица» - воссоздание (создание) на плоскости силуэтов предметов и
объектов из комплекта геометрических форм. И/У «Репка» - Выкладывание силуэтов из
геометрических элементов головоломки.
3.
Блок третий «Объемные головоломки» (10 часов)
Теория: Знакомить детей с объемными головоломками.
Практика: И/У «Осенний кубик» - создание объемной конструкции путем соединения,
разъединения, перестановки деталей в 2D и 3Dформате. И/У «ГАЛА-КУБ» - создание
объемной конструкции путем соединения, разъединения, перестановки деталей в
3Dформате.
4. Блок четвертый «Головоломки-лабиринты» (10 часов)
Теория: Знакомить детей с головоломками – лабиринтами.
Практика: Тематические лабиринты - пройти от входа в лабиринт довыхода из него.
5. Блок пятый «Словесные игры-головоломки» (10 часов)
Теория: Знакомить детей со словесными играми – головоломками.
Практика: И/У «Да-нетка» - При помощи наводящих вопросов, предполагающих ответы
«да», «нет», ответить на вопрос (решить загадку). И/У «Шарады» - отгадывание слова или
фразы, которые состоят из двух или нескольких коротких слов или слогов. И/У «Загадки с
подвохом» - ответить на нестандартный вопрос. И/У «Ребусы» - отгадывание ребусов.

1.4. Планируемые результаты
Предметные
У обучающихся будет:
- расширен словарный запас и общий кругозор детей;
- привит устойчивый интере детей к играм-головоломкам.
Метапредметные
У обучающихся будет:
- развито мышление, память, внимание, графические навыки, крупная и мелкая
моторика;
- развита речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения.
Личностные
У обучающихся будет:
- воспитана усидчивость, настойчивость, трудолюбие, целеустремлённость, волю к
победе, эмоциональную устойчивость;
- развита мотивация к познанию.

2.1
Дата
начала
занятий
01.10.2025

2. Комплекс организационно - педагогических условий
Календарный учебный график на 2025-2026 учебный год.
Дата
окончания
занятий
31.05.2026

Количество
учебных
недель
32

Количество
учебных
дней
64

Количество
учебных
часов
64

Режим занятий
2 раза в неделю
продолжительностью
1 час.
Продолжительность
академического часа
25-30 минут.

2.2 Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
№
Наименование
Количество (шт.)
1.
Стол
4
2.
Шкаф для хранения пособий
1
3.
Магнитная доска
1
4.
Видео-аудио-проигрыватель
1
Информационное обеспечение:
- учебные фильмы;
- интерактивные обучающие программы;
- журналы, книги;
- интернет-источники:
Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог высшей квалификационной категории -Бескова
Наталья Аркадьевна, стаж работы 28 лет.
2.3 Формы аттестации
Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается
проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся,
(Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ) (в редакции 2020г. Статья 64 пункт 2).
2.4.Оценочные материалы
Для оценки результативности освоения учебного материала по ДООП стартового уровня
применяется:
текущий контроль – осуществляется в конце каждого занятия. Формы проверки: опрос,
рефлексия, наблюдение;
При оценивании достижений обучающихся по ДООП стартового уровня применяются
следующие критерии:
Критерии оценки:
1 балл – ребенок не может выполнять все параметры оценки, помощь взрослого не
принимает,
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки,
3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого,
4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все
параметры оценки,
5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно..

Оценка эффективности реализации программы
Количество детей
Критерии оценки
Начало
%
года
Низкий уровень 0-1 баллов
Средний уровень 2-3 баллов
Высокий уровень 4-5 баллов

Конец года

%

2.5 Методические материалы
Используемые педагогические технологии:
Метод активного обучения детей, направленного на достижение поставленной цели,
развитие познавательного интереса, сообразительности и находчивости – смарт-тренинга.
S.M.A.R.T.
• Specific– конкретный
• Measurable – измеримый
• Attainable – достижимый
• Relevant – значимый
• Time-bound – ограниченный во времени
- Игровая технология – влияет на формирование произвольности поведения и всех
психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль,
обучающийся подчиняет этой задаче все свои сиюминутные действия. В условиях игры
они лучше сосредотачиваютсяи запоминают, чем по прямому заданию взрослого;











Методы воспитания:
поощрение (устное, дипломы и грамоты);
мотивация (настрой обучающегося на достижение цели).
Формы обучения и виды занятий.
Игра;
Беседа;
Рассказ;
Чтение;
Алгоритм учебного занятия:
приветствие, проверка присутствия обучающихся;
объявление темы и цели занятия;
повторение правил техники безопасности, правил поведения на занятии;
повторение пройденного материала;
объяснение нового материала;
опрос по усвоению нового материала;
практическая работа;
подведение итогов занятия;
уборка рабочих мест.

Методические материалы:
Для методического обеспечения образовательной программы дополнительного
образования «Мир головоломок» имеется:
дидактический материал (таблицы, дидактические карточки, раздаточный материал
для каждого ребёнка в достаточном количестве, схемы, алгоритмы, картинки для
составления задач, наглядные пособия, пазлы), головоломки, логико – математические
игры («Логическая мозаика», «Играем в математику», Логика и Цифры»), развивающие

игры («Сложи узор», «Хамелеон»), инструкции по ТБ, задания, упражнения.
2.6. Рабочая программа воспитания
Цель – воспитание и развитие функционально грамотной личности: культурного,
порядочного, духовно-нравственного гражданина.
Задачи:
1. Побуждение к развитию творческих способностей.
2. Формирование у учащихся ценностных представлений об институте семьи, о
семейных ценностях.
3. Содействие сплочению родительского коллектива, его вовлечения в разнообразные
сферы жизнедеятельности образовательного учреждения.
Виды, формы и содержание деятельности:
 творческие задания;
 участие в конкурсах, акциях.
Виды, формы и содержание деятельности:
 родительское собрание;
 беседа;
 изготовление практических работ.
Планируемые результаты:
 установить роль педагога дополнительного образования и родителей в процессе
интеллектуального развития дошкольников;
 формирование представлений об этических идеалах и ценностях;
 чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

2.7. Календарный план воспитательной работы
Первый год обучения для детей 4-5 лет
Дата
Октябрь
1

Тема

Содержание

Задачи

Что такое головоломка?

2

Складушки

3

Раскрась по цифрам "Мальчик с
собачкой"

Познакомить с
разными видами
головоломок
Учить создавать
рисунок путем
соединения трех,
четырех квадратных
фишек
Учить узнавать
цифру, выбирать
нужный цвет

4

Складушки

5

Найди и раскрась в пределах 3-5
"Осень"

Знакомство с
играми
головоломками.
Знакомство с
головоломкой
«Складушки».
Выкладывание по
образцу
Знакомство с
цифровыми
головоломками в
пределах 5
Головоломка
«Складушки»
составление узора
из четырех деталей
по образцу.
Знакомство с
графическими
головоломками

6

Складушки

Головоломка
«Складушки»составление узора
из четырех деталей
по образцу.

7

Найди отличия "Животные
готовятся к зиме"

8

Складушки

Знакомство с
графическими
головоломками
Головоломка
«Складушки»
составление узора
из шести деталей по
образцу.

Ноябрь
1

Игра-головоломка "ЛогикУм"

Расклад № 1

2

Складушки

Головоломка
«Складушки»
составление узора
из 6-8 деталей по
образцу.

Учить читать схему,
находить решение,
собирать по-памяти
Учить выкладывать
из шести квадратных
фишек двух
одинаковых по цвету
кругов.

3

Раскрась по цифрам "День
рождения Деда Мороза"

Знакомство с
цифровыми

Учить узнавать
цифру, выбирать

Учить выкладывать
круг из четырех
квадратных фишек
Находить предмет в
рисунке, воспитывать
наблюдательность,
соотнесение формы
Учить выкладывать
круг из четырех
квадратных фишек,
не ориентируясь на
подбор боковых
деталей.
Умение сравнивать,
правильно отмечать
отличия
Учить выкладывать
рисунок из шести
квадратных фишек
двух цветов.

головоломками в
пределах 5
Головоломка
«Складушки»
составление узора
из 8-9 деталей по
образцу.
Расклад № 2

4

Складушки

5

Игра-головоломка "ЛогикУм"

6

Слагалица

7

Найди и раскрась в пределах 3-5
"Мамины помощники"

8

Слагалица

Составление
картинки из 6,7
деталей.

Декабрь
1

Игра-головоломка "ЛогикУм"

Расклад № 3-4

2

Слагалица

Преобразование
фигур

3

Найди отличия "Зима"

4

Слагалица

5

Игра-головоломка "ЛогикУм"

Знакомство с
графическими
головоломками
Составление из 7
деталей
Расклад № 5-6

6

Слагалица

Составление
жанровых картинок

7

Головоломки, лабиринты
"Новый год"

8

Слагалица

Прохождение
лабиринта, с
большим
количеством
тупиков
Составление фигур
по заданным
силуэтам

Январь
1

Игра-головоломка "ЛогикУм"

Знакомство с
головоломкой.
Составление из 4-х
деталей
Знакомство с
графическими
головоломками

Расклад № 7-8

нужный цвет
Выкладывание трех
кругов из восьми
квадратных фишек
разных цветов.
Учить читать схему,
находить решение,
собирать по памяти
Учить составлять
силуэты по образцу
Находить предмет в
рисунке, воспитывать
наблюдательность,
соотнесение формы
Учить составлять
силуэты по образцу,
по памяти
Учить читать схему,
находить решение,
собирать по памяти
Учить составлять
силуэты по образцу,
по памяти, по
словесному описанию
Умение сравнивать,
правильно отмечать
отличия
Учить составлять
силуэты по схеме
Учить читать схему,
находить решение,
собирать по памяти
Учить составлять
силуэты предметов и
объектов по схеме с
элементами
головоломки.
Учить проходить
лабиринт с одним
входом и одним
выходом
Решение
головоломки
Учить читать схему,

2

Игра-головоломка "Репка"

3

Найди и раскрась в пределах 5
"Рождественская сказка"

4

Игра-головоломка "Репка"

"Рассмотри, назови,
собери"

5

Игра-головоломка "ЛогикУм"

Расклад № 9-10

6

Игра-головоломка "Репка"

Составление
образов по
сплошной заливке

7

Найди отличия "Освобождение
блокады Ленинграда"

8

Игра-головоломка "Репка"

Знакомство с
графическими
головоломками
Самостоятельное
составление
силуэтов.

Февраль
1
Игра-головоломка "ЛогикУм"

2

Игра-головоломка "Репка"

3

Словесные игры "Зима"

4

Головоломки, лабиринты
"Помоги солдату"

5

Игра-головоломка "ЛогикУм"

6

Словесные игры "День
защитника Отечества"

7

Найди отличия "Родные
Березники"

Знакомство с
головоломкой
Упражнение в
составление деталей
на плоскости
Знакомство с
графическими
головоломками

Расклад № 11-12
Составление
образов из 6
деталей.
Отгадывание
загадок,
разгадывание шарад
Прохождение
лабиринта, с
большим
количеством
тупиков
Расклад № 13-16
Отгадывание
загадок,
разгадывание шарад
Знакомство с
графическими
головоломками

находить решение,
собирать по памяти
Учить составлять
силуэты предметов
по образцу, памяти,
по словесному
описанию
Находить предмет в
рисунке, воспитывать
наблюдательность,
соотнесение формы
Составление силуэтов
предметов и объектов
по схеме.
Учить читать схему,
находить решение,
собирать по памяти
Учить составлять
силуэты предметов
по схеме с
элементами
головоломки
Умение сравнивать,
правильно отмечать
отличия
Учить придумывать
силуэт на плоскости
из всех элементов.
Учить читать схему,
находить решение,
собирать по памяти
Учить составлять
образы, состоящие из
2-6 деталей.
Формировать умение
проявлять смекалку.
Учить проходить
лабиринт с одним
входом и одним
выходом
Учить читать схему,
находить решение,
собирать по памяти
Формировать умение
проявлять смекалку.
Умение сравнивать,
правильно отмечать
отличия

Головоломки, лабиринты
"Самолеты"

Лабиринты с
большим
количеством
тупиков.

Учить проходить
лабиринты с
большим
количеством тупиков
(не более 5)

Игра-головоломка "ЛогикУм"

Расклад № 17-20

2

Головоломки, лабиринты
"Цветы для принцессы"

Шарады, лабиринты

3

Найди и раскрась в пределах 5
"8 Марта"

Знакомство с
графическими
головоломками

4

Игра-головоломка "Осенний
кубик"

5

Игра-головоломка "ЛогикУм"

Знакомство с
головоломкой
Создание фигуры по
схеме 2-Д формате
Расклад № 21-24

Учить читать схему,
находить решение,
собирать по памяти
Учить разгадывать
шарады по
предложенному
заданию
Находить предмет в
рисунке, воспитывать
наблюдательность,
соотнесение формы
Учить создавать
фигуры по схеме

6

Игра-головоломка "Осенний
кубик"

7

Найди отличия "Вода-вода"

8

Игра-головоломка "Осенний
кубик"

8

Март
1

Апрель
1

Упражнение в
соединении деталей
конструкции
Знакомство с
графическими
головоломками
Первый уровень
сложности.
Составление фигур
по заданному
силуэту

Игра-головоломка "ЛогикУм"

Расклад № 25-28

2

Игра-головоломка "Осенний
кубик"

Упражнение в
соединении деталей

3

Головоломки, лабиринты
"Космос"

Шарады, лабиринты

4

Игра-головоломка Гала-куб

Знакомство с
головоломкой
Упражнение в
соединении деталей
конструкции

Учить читать схему,
находить решение,
собирать по памяти
Учить соединять
детали.
Умение сравнивать,
правильно отмечать
отличия
Учить составлять
фигуры по заданному
силуэту. 15 силуэту.

Учить читать схему,
находить решение,
собирать по памяти
Учить создавать
фигуры по
собственному
замыслу.
Учить разгадывать
шарады по
предложенному
заданию
Учить соединять
детали головоломки.

5

Игра-головоломка "ЛогикУм"

6

Игра-головоломка Гала-куб

7

8

Выполнение
постройки, первый
уровень сложности
Расклад № 29-32

Выполнение
постройки Второй
уровень сложности
Найди отличия "Планета Земля" Знакомство с
графическими
головоломками
Игра-головоломка Гала-куб
Выполнение
постройки Третий
уровень сложности

Май
1

Игра-головоломка "ЛогикУм"

Расклад № 33-36

2

Игра-головоломка Гала-куб

Самостоятельное
упражнение «Узнай,
расскажи, построй»

3

Найди и раскрась в пределах 5
"День Победы"

Знакомство с
графическими
головоломками

4

Головоломки, лабиринты
"Первоцветы"

Шарады, лабиринты

5

Игра-головоломка "ЛогикУм"

Расклад № 37-40

6

Найди отличия "Весна"

7

Диагностика

8

Диагностика

Знакомство с
графическими
головоломками
Самостоятельное
выполнение
выбранных
головоломок
Решение
головоломок.

Учить читать схему,
находить решение,
собирать по памяти
Учить создавать
постройку с опорой
на иллюстрацию.
Умение сравнивать,
правильно отмечать
отличия
Учить создавать
постройку с опорой
на иллюстрацию.
Учить читать схему,
находить решение,
собирать по памяти
Учить создавать
объемную фигуру по
собственному
замыслу.
Находить предмет в
рисунке, воспитывать
наблюдательность,
соотнесение формы
Учить разгадывать
шарады по
предложенному
заданию
Учить читать схему,
находить решение,
собирать по памяти
Умение сравнивать,
правильно отмечать
отличия
Выявить уровень
решения
головоломок.
Выявить уровень
решения головоломок

Второй год обучения для детей 5-7 лет
Дата
Октябрь
1

Тема

Содержание

Задачи

Словесные игры "Осень"

Формировать умение
проявлять смекалку.

2

Складушки

Отгадывание
загадок,
разгадывание шарад
Карточка № 1-3

3

Раскрась по цифрам

4

Складушки

5

Найди и раскрась в пределах 7
"Осень"

Знакомство с
графическими
головоломками

6

Складушки

Карточка № 7-9

7

Найди отличия "Осенние
листья"

8

Складушки

Работа с
графическими
головоломками
Головоломка
«Складушки»
составление узора
из шести деталей по
образцу.

Ноябрь
1

Игра-головоломка "ЛогикУм"

Расклад № 41-44

2

Складушки

Головоломка
«Складушки»
составление узора
из 6-8 деталей по
образцу.

3

Раскрась по цифрам "День
рождения Деда Мороза"

4

Складушки

Знакомство с
цифровыми
головоломками в
пределах 12
Головоломка

Знакомство с
цифровыми
головоломками в
пределах 9
Карточка № 4-6

Создавать рисунок
путем соединения
трех, четырех
квадратных фишек
Учить узнавать
цифру, выбирать
нужный цвет
Выкладывать круг из
четырех квадратных
фишек
Находить предмет в
рисунке, воспитывать
наблюдательность,
соотнесение формы
Выкладывать круг из
четырех квадратных
фишек, не
ориентируясь на
подбор боковых
деталей.
Умение сравнивать,
правильно отмечать
отличия
Учить выкладывать
рисунок из шести
квадратных фишек
двух цветов.
Учить читать схему,
находить решение,
собирать по-памяти
Учить выкладывать
из шести квадратных
фишек двух
одинаковых по цвету
кругов.
Учить узнавать
цифру, выбирать
нужный цвет
Выкладывание трех

«Складушки»
составление узора
из 8-9 деталей по
образцу.
Расклад № 45-48

5

Игра-головоломка "ЛогикУм"

6

Слагалица

7

Найди и раскрась в пределах 6-9
"Мама на кухне"

8

Слагалица

Составление
картинки из 6,7
деталей.

Декабрь
1

Игра-головоломка "ЛогикУм"

Расклад № 49-52

2

Слагалица

Преобразование
фигур

3

Найди отличия "Зима"

4

Слагалица

5

Игра-головоломка "ЛогикУм"

Работа с
графическими
головоломками
Составление из 7
деталей
Расклад № 53-56

6

Слагалица

Составление
жанровых картинок

7

Головоломки, лабиринты
"Новый год"

8

Слагалица

Прохождение
лабиринта, с
большим
количеством
тупиков
Составление фигур
по заданным
силуэтам

Январь
1

Игра-головоломка "ЛогикУм"

Расклад № 57-60

2

Игра-головоломка "Репка"

Работа с
головоломкой
Упражнение в

Составление из 4-х
деталей
Работа с
графическими
головоломками

кругов из восьми
квадратных фишек
разных цветов.
Учить читать схему,
находить решение,
собирать по памяти
Учить составлять
силуэты по образцу
Находить предмет в
рисунке, воспитывать
наблюдательность,
соотнесение формы
Учить составлять
силуэты по образцу,
по памяти
Учить читать схему,
находить решение,
собирать по памяти
Учить составлять
силуэты по образцу,
по памяти, по
словесному описанию
Умение сравнивать,
правильно отмечать
отличия
Учить составлять
силуэты по схеме
Учить читать схему,
находить решение,
собирать по памяти
Учить составлять
силуэты предметов и
объектов по схеме с
элементами
головоломки.
Учить проходить
лабиринт с одним
входом и одним
выходом
Решение
головоломки
Учить читать схему,
находить решение,
собирать по памяти
Учить составлять
силуэты предметов
по образцу, памяти,

составление деталей
на плоскости
Знакомство с
графическими
головоломками

3

Найди и раскрась в пределах 12
"Рождественская сказка"

4

Игра-головоломка "Репка"

"Рассмотри, назови,
собери"

5

Игра-головоломка "ЛогикУм"

Расклад № 61-64

6

Игра-головоломка "Репка"

Составление
образов по
сплошной заливке

7

Найди отличия "Освобождение
блокады Ленинграда"

8

Игра-головоломка "Репка"

Работа с
графическими
головоломками
Самостоятельное
составление
силуэтов.

Февраль
1
Игра-головоломка "ЛогикУм"

2

Игра-головоломка "Репка"

3

Словесные игры "Зима"

4

Головоломки, лабиринты
"Помоги солдату"

5

Игра-головоломка "ЛогикУм"

6

Словесные игры "День
защитника Отечества"

7

Найди отличия "Родные
Березники"

8

Головоломки, лабиринты
"Самолеты"

Расклад № 65-68
Составление
образов из 6
деталей.
Отгадывание
загадок,
разгадывание шарад
Прохождение
лабиринта, с
большим
количеством
тупиков
Расклад № 69-72
Отгадывание
загадок,
разгадывание шарад
Знакомство с
графическими
головоломками
Лабиринты с
большим
количеством
тупиков.

по словесному
описанию
Находить предмет в
рисунке, воспитывать
наблюдательность,
соотнесение формы
Составление силуэтов
предметов и объектов
по схеме.
Учить читать схему,
находить решение,
собирать по памяти
Учить составлять
силуэты предметов
по схеме с
элементами
головоломки
Умение сравнивать,
правильно отмечать
отличия
Учить придумывать
силуэт на плоскости
из всех элементов.
Учить читать схему,
находить решение,
собирать по памяти
Учить составлять
образы, состоящие из
2-6 деталей.
Формировать умение
проявлять смекалку.
Учить проходить
лабиринт с одним
входом и одним
выходом
Учить читать схему,
находить решение,
собирать по памяти
Формировать умение
проявлять смекалку.
Умение сравнивать,
правильно отмечать
отличия
Учить проходить
лабиринты с
большим
количеством тупиков
(не более 7)

Март
1

Игра-головоломка "ЛогикУм"

Расклад № 73-76

2

Головоломки, лабиринты
"Цветы для принцессы"

Шарады, лабиринты

3

Найди и раскрась в пределах 12
"8 Марта"

Работа с
графическими
головоломками

4

Игра-головоломка "Осенний
кубик"

5

Игра-головоломка "ЛогикУм"

Работа с
головоломкой
Создание фигуры по
схеме 2-Д формате
Расклад № 77-80

6

Игра-головоломка "Осенний
кубик"

7

Найди отличия "Вода-вода"

8

Игра-головоломка "Осенний
кубик"

Апрель
1

Упражнение в
соединении деталей
конструкции
Знакомство с
графическими
головоломками
Первый уровень
сложности.
Составление фигур
по заданному
силуэту

Игра-головоломка "ЛогикУм"

Расклад № 81-84

2

Игра-головоломка "Осенний
кубик"

Упражнение в
соединении деталей

3

Головоломки, лабиринты
"Космос"

Шарады, лабиринты

4

Игра-головоломка Гала-куб

5

Игра-головоломка "ЛогикУм"

Работа с
головоломкой
Упражнение в
соединении деталей
конструкции
Выполнение
постройки по
замыслу
Расклад № 85-88

Учить читать схему,
находить решение,
собирать по памяти
Учить разгадывать
шарады по
предложенному
заданию
Находить предмет в
рисунке, воспитывать
наблюдательность,
соотнесение формы
Учить создавать
фигуры по схеме
Учить читать схему,
находить решение,
собирать по памяти
Учить соединять
детали.
Умение сравнивать,
правильно отмечать
отличия
Учить составлять
фигуры по заданному
силуэту.

Учить читать схему,
находить решение,
собирать по памяти
Учить создавать
фигуры по
собственному
замыслу.
Учить разгадывать
шарады по
предложенному
заданию
Умение выполнить
замысел, рассказать о
своей постройке

Учить читать схему,
находить решение,

6

7

8

Игра-головоломка Гала-куб

Выполнение
постройки Второй
уровень сложности
Найди отличия "Планета Земля" Знакомство с
графическими
головоломками
Игра-головоломка Гала-куб
Выполнение
постройки Третий
уровень сложности

Май
1

Игра-головоломка "ЛогикУм"

Расклад Пирамида
вариант 1

2

Игра-головоломка Гала-куб

Самостоятельное
упражнение «Узнай,
расскажи, построй»

3

Найди и раскрась в пределах 12
"День Победы"

Знакомство с
графическими
головоломками

4

Головоломки, лабиринты
"Первоцветы"

Шарады, лабиринты

5

Игра-головоломка "ЛогикУм"

Расклад Пирамида
вариант 2

6

Найди отличия "Весна"

7

Диагностика

8

Диагностика

Знакомство с
графическими
головоломками
Самостоятельное
выполнение
выбранных
головоломок
Решение
головоломок.

собирать по памяти
Учить создавать
постройку с опорой
на иллюстрацию.
Умение сравнивать,
правильно отмечать
отличия
Учить создавать
постройку с опорой
на иллюстрацию.
Учить читать схему,
находить решение,
собирать по памяти
Учить создавать
объемную фигуру по
собственному
замыслу.
Находить предмет в
рисунке, воспитывать
наблюдательность,
соотнесение формы
Учить разгадывать
шарады по
предложенному
заданию
Учить читать схему,
находить решение,
собирать по памяти
Умение сравнивать,
правильно отмечать
отличия
Выявить уровень
решения
головоломок.
Выявить уровень
решения головоломок

3. Список литературы
Нормативные документы:
Данная программа составлена с учётом требований следующих нормативноправовых документов:
1. Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273
(в редакции 2020г);
2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 №
304-ФЗ;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи» (утв.28.09.2020);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», зарегистрировано
29.01.2021.
5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (от
31.03.2022 № 678-р).
6. Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 24».
Литература для педагога:
1. Казунина И.И, Соловей Е. Ю. Игровой набор «МИР ГОЛОВОЛОМОК» смарт –
тренинг для дошкольников. Самара: «Инсома-пресс», 2021г.;
2. Кордемский. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО Издательство «Мир и
образование», 2005. – 512 с.
Литература для обучающихся:
1. Скиба Т.В. «Головоломки для самых маленьких». 2019. – с.32
2. Валентина Дмитриева: 1000 лучших головоломок от 5 до 7 лет
(Электронный ресурс).- Режим доступа:https://www.labirint.ru/books/640205/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».