Программа дополнительного образования дошкольников Маленький гений

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ
4-5 ЛЕТ
(Комплекс занятий по развитию познавательных процессов, мелкой моторики и
межполушарного взаимодействияу детей 4-5 лет.)
Пояснительная записка
Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка, и
поэтому наиболее ответственный. На данном этапе закладывается основа всех
психических процессов и личностных качеств ребенка. В связи с этим столь
важно развитие психических процессов именно в дошкольном возрасте для
дальнейшего успешного школьного обучения детей и самореализации их во
взрослой жизни.
Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
характеризует возрастающая произвольность, целенаправленность психических
процессов, что свидетельствует об увеличении участия волевой сферы в
процессах восприятия, памяти, внимания.
В процессе познания ребенок данного возраста знакомится с различными
свойствами окружающего мира. Четырехлетний малыш уже хорошо различает
форму и размер предметов, легко определяет основные цвета и оттенки. В этот
период формируется представление о параметрах величины (длина, ширина,
высота, толщина), о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко). Продолжать
обучать детей способам тактильного, аудиального и визуального восприятия.
В возрасте 4-5 лет у детей увеличивается устойчивость внимания. Ребенок
может одновременно говорить и выполнять движения (при проведении
пальчиковых игр и телесно-ориентированных движений).
В этот период память у детей становится более произвольной. К
двигательной и эмоциональной памяти подключается зрительная и слуховая.
Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пятого года более четко
воспроизводит то, что запомнил. Начинает складываться произвольность
запоминания: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения
взрослых, могут выучить небольшое стихотворение.
Мышление. Важность развития логического мышления у ребенка ни у кого
не вызывает сомнений. Чем лучше он научится видеть закономерности,
группировать и обобщать, составлять последовательности, делать выводы, тем
успешнее он будет усваивать курс математики и другие дисциплины в школе. В
этот период активно развивается наглядно-образное мышление. Дети уже
способны использовать простые схематизированные изображения для решения
несложных задач.
Память. Хорошая память - необходимое условие умственной деятельности
ребенка. В дошкольном возрасте развитие памяти идет очень быстрыми
темпами. У 4-5 летнего ребенка память носит непроизвольный характер. Он

лучше запоминает все новое, яркое, интересное. Чем больше органов чувств
участвует в процессе запоминания, тем легче ребенок усваивает информацию.
Поэтому очень важно активизировать зрительные, слуховые, обонятельные,
тактильные и даже вкусовые ощущения.
Для детей 4-5 лет уместны иrры и занимательные упражнения, цель
которых как можно раньше начать формирование классификационных навыков.
Выполняя их, ребенок учится выделять общие и отличительные признаки
предметов. Эти навыки имеют первостепенное значение для развития всех
мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, классификации,
обобщения.
Восприятие. Восприятие ребенка в дошкольном возрасте также носит
непроизвольный характер. Дошкольник не умеет управлять своим восприятием,
не может самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах он
замечает не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко
выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму.
Предлагаемые нами игры и упражнения способствуют развитию восприятия
ребенка, помогают сделать его более точным, целостным.
Воображение. Доказано многими исследованиями, что без развитого
воображения невозможна творческая и умственная активность ребенка. Очень
важно научить ребенка именно в дошкольном возрасте создавать новые образы,
находить оригинальные решения, воспитывать способность к проявлению
инициативы и экспериментированию. Предлагаемые упражнения направлены на
формирование навыков абстрагирования от второстепенных деталей, созданию в
воображении образов на основе схематичного рисунка, развитию творческих
способностей, навыков нестандартного подхода к решению задач, умению
преобразовывать нереальный объект в реальный.
Цель программы:
Создание условий и содействие интеллектуальному, творческому и моторному
развитию ребенка, через игры и занимательные упражнения.
Задачи программы:
- Активизировать мыслительную деятельность детей среднего дошкольного
возраста;
- развивать взаимосвязанные между собой психические процессы,
определяющих познавательные возможности: мышление, память, внимание,
восприятие, воображение.;
- развивать навыки самостоятельности мышления;
- развивать межполушарное взаимодействие по средствам использования
нейроупражнений;
- развивать аудиальное, визуальное и тактильное восприятие;

- развивать координацию движений, мелкую моторику, сенсорную координацию
и графические навыки.
способствовать
развитию
произвольных
действий,
зрительнопространственной ориентировки, умения согласовывать свои действия с
действиями группы и взрослого.
Принципы построения программы:
1. Работа в зоне ближайшего развития ребенка ( по Л.С.Выгодского);
2. Комплексность занятий ( сочетание методов двигательного, когнитивного
и эмоционально-личностного развития дошкольника);
3. Подбор адекватных по сложности и качеству заданий в соответствии с
возрастными особенностями детей;
4. Принцип «от простого к сложному»;
5. Эмоциональное вовлечение детей в процесс взаимодействия между собой
и взрослым.
Форма организации занятий:
- занятия проводятся 1раз в неделю;
- Каждое занятие состоит из смены разных видов деятельности,
продолжительность занятия 20 минут;
Период реализации программы: с октября по май.
Алгоритм занятия:
1. Приветствие;
2. Развивающая игра или разминка;
3. Игры на развитие познавательных процессов;
4. Комплекс на расслабление/ музыкально-ритмические игры, упражнения по
развитию мелкой моторики;
5. Рефлексия.

Перспективное планирование занятий по месяцам.
ОКТЯБРЬ
Восприятие
Воображение

Нейроупражнение

«Кто спрятался».
Цель: развивать
концентрацию
внимания, зрительное
восприятие.

«Узнай предмет»
Цель: развивать
умение определять
предметы с
помощью
тактильных
ощущений.

Упражнения по
методике Bal-a-vis
x

«Найди отличия».
Цель: развивать
концентрацию
внимания, зрительное
восприятие.

«Веселый клоун».
Цель: развивать
восприятие
величины, цвета.

Пальчиковая
нейроигра «Кулак
ладонь»

Мышление

Память

Внимание

I
Н
Е
Д
Е
Л
Я

«Игрушки, посуда
и мебель»
Цель: развивать
мышление, умение
группировать
предметы по
общему признаку.

«Запомни домики».
Цель: развивать
наблюдательность и
умение запоминать
и припоминать.

II
Н
Е
Д
Е
Л
Я

«Заштопай
коврик».
Цель: развивать
аналитическое
мышление, умение
сравнивать и
рассуждать.

«Рассмотри
картинку».
Цель: развивать
наблюдательность и
умение
припоминать.

«Перекладывание
мячика»

Графическое
упражнение
Упражнение
«Дорожки»
раздаточный
материал з1у2

Л.И. Сорокина
«Интеллектуальное
Развитие внимания,
развитие детей»
мышления, памяти,
произвольности и
самоконтроля.

Развитие чувства
ритма,
межполушарного
взаимодействия,
развитие
пространственных
представлений,
развитие навыков

Упражнение
«Заплатки»
раздаточный
материал з2у2
Л.И. Сорокина
«Интеллектуальное
развитие детей»

взаимодействия в
коллективе.
III
Н
Е
Д
Е
Л
Я

«Подбери
недостающий
предмет».
Цель: развивать
аналитическое
мышление, умение
сравнивать и
рассуждать,

«Запомни слова».
Цель: развивать
умение
запоминать слова на
слух и припоминать
их при
рассматривании
картинок.

«Путаница».
Цель: развивать
концентрацию
внимания, зрительное
восприятие.

IV
Н
Е
Д
Е
Л
Я

«Найди лишний
предмет».
Цель: развивать
мышление, умение
находить отличный
от других предмет.

«Что изменилось?».
Цель: развивать
зрительную память.

«Найди такую же
фигуру».
Цель: развивать
умение
сосредоточивать
внимание.

«Чего не хватает?». Упражнения по
Цель: развивать
методике Bal-a-vis
наблюдательность. x •
«Перекладывание
мячиков партнеру
напротив»
Развитие чувства
ритма,
межполушарного
взаимодействия,
развитие
пространственных
представлений,
развитие навыков
взаимодействия в
коллективе

НОЯБРЬ

«Забавный
человечек».
Цель: развивать
воображение,
умение
абстрагироваться
от второстепенных
деталей.

Пальчиковая
нейроигра «Кулакладонь», «Кулакребро- ладонь»
Развитие чувства
ритма,
межполушарного
взаимодействия

Упражнение
«Парашютисты»
раздаточный
материал з3у2
Л.И. Сорокина
«Интеллектуальное
развитие детей»

Упражнение
«Дорожки»
раздаточный
материал з5у2
Л.И. Сорокина
«Интеллектуальное
развитие детей»

Восприятие
Воображение

Нейроупражнения

Графические
упражнения

«Найди отличия».
Цель: развивать
концентрацию
внимания,
зрительное
восприятие.

«Сделай так».
Цель: развивать
восприятие, умение
конструировать из
кубиков по
образцу.

Дыхательное
упражнение «Вдохправая рука вверх,
выдох- правая рука
вниз»

Упражнение «Два
пугала»

«Рисункипомощники».
Цель: развивать
умение запоминать
слова, используя
вспомогательные
картинкипомощники.

«Покажи фрагмент».
Цель: развивать
концентрацию
внимания.

«Утёнок и
цыплёнок».
Цель: развивать
воображение,
умение находить
оригинальные
решения.

Пальчиковая
нейроигра «Кулак ребро- ладонь»,
«Зонтик»

Упражнение
«Одинаковые
рисунки»

«Запомни
картинки».
Цель: развивать

«На кухне».
Цель: развивать
внимание,
упражнять в

«Найди игрушку».
Цель: развивать
восприятие,

Дыхательное
упражнение «Вдохшаг, выдох- шаг»

Упражнение
«Дорожки»

Мышление

Память

I
Н
Е
Д
Е
Л
Я

«Подбери
недостающий
предмет».
Цель: развивать
аналитическое
мышление, умение
сравнивать и
рассуждать».

«Сосчитай и
запомни».
Цель: развивать
умение запоминать и
припоминать,
закреплять счётные
навыки в пределах 5.

II
Н
Е
Д
Е
Л
Я

«Что сначала, что
потом».
Цель: развивать
мышление, умение
устанавливать
правильную
последовательность
событий.

III
Н
Е
Д

«Найди лишний
предмет».
Цель: развивать
мышление, умение

Внимание

раздаточный
материал з6у7

Л.И. Сорокина
Улучшение
«Интеллектуальное
ритмирования
развитие детей»
организма, развитие
самоконтроля

раздаточный
Нейродинамическое материал з14у5
упражнение
Л.И. Сорокина
«Цветные шарики»
«Интеллектуальное
Развитие чувства
развитие детей»
ритма,
межполушарного
взаимодействия,
развитие
пространственных
представлений

раздаточный

Е
Л
Я

находить отличный зрительную память.
от других предмет
и умение объяснить
свой выбор.

пространственном
поиске.

внимание.

Улучшение
материал з15у2
ритмирования
Л.И. Сорокина
организма, развитие
«Интеллектуальное
самоконтроля
развитие детей»
Пальчиковая
нейроигра
«Зонтик», «Гриб»
Нейроупражнение
«Дорожка»

IV
Н
Е
Д
Е
Л
Я

«Что перепутал
художник?».
Цель: развивать
мышление, умение
находить ошибки.

«Кто где живёт?».
Цель: развивать
устойчивость
внимания.

«Домик и
солнышко».
Цель: развивать
воображение,
умение
абстрагироваться
от второстепенных
деталей.

Упражнения по
Упражнение
методике Bal-a-vis x «Путаница»

«Рассмотри
картинку».
Цель: развивать
наблюдательность и
умение
припоминать.

ДЕКАБРЬ

• «Игра в паре
одним мячиком
«Квадрат»
Развитие внимания,
мышления, памяти,
произвольности и
самоконтроля.
Развитие чувства
ритма,
межполушарного
взаимодействия

раздаточный
материал з16у2
Л.И. Сорокина
«Интеллектуальное
развитие детей»

Мышление

Память

Внимание

I
Н
Е
Д
Е
Л
Я

«Сравни
предметы».
Цель: развивать
мышление, умение
сравнивать и
рассуждать.

«Рисункипомощники».
Цель: развивать
умение запоминать
слова, используя
вспомогательные
рисункипомощники.

«Кораблики».
Цель: развивать
концентрацию
внимания.

II
Н
Е
Д
Е
Л
Я

«Найди лишний
предмет».
Цель: развивать
мышление, умение
выделять общий
признак.

«Парные картинки».
Цель: развивать
зрительную память,
умение припоминать
недостающий по
смыслу предмет.

«Кто спрятался в
цветках?».
Цель: развивать
внимание,
упражнять в
пространственном
поиске.

Восприятие
Воображение

Нейроупражнения

«Чего не хватает?».
Цель: развивать
наблюдательность,
умение находить
недостающие
детали у
предметов.

Упражнения по
методике Bal-a-vis x
«Подбрасывание
мешочка одной
рукой»

«Гусеница».
Цель: развивать
воображение,
умение
придумывать
оригинальные
решения.

Упражнения по
методике Bal-a-vis x
«Подбрасывание
мешочка одной
рукой, ловлю
другой»

Развитие внимания,
мышления, памяти,
произвольности и
самоконтроля.
Развитие чувства
ритма,
межполушарного
взаимодействия

Развитие чувства
ритма,
межполушарного
взаимодействия,
развитие
пространственных
представлений,
развитие навыков

Графические
упражнения
Упражнение «Что
лишнее»
раздаточный
материал з19у7
Л.И. Сорокина
«Интеллектуальное
развитие детей»

Упражнение
«Дорожки»
раздаточный
материал з21у2
Л.И. Сорокина
«Интеллектуальное
развитие детей»

взаимодействия в
коллективе.
III
Н
Е
Д
Е
Л
Я

«Подбери
недостающий
предмет» (2).
Цель: развивать
аналитическое
мышление, умение
рассуждать.

«Рассмотри
картинку».
Цель: развивать
наблюдательность,
умение
припоминать.

«Найди отличия».
Цель: развивать
концентрацию
внимания, умение
сравнивать рисунки
и находить отличия.

«Коврики».
Цель: развивать
зрительное
восприятие, умение
подбирать заплатку
к коврикам, не
нарушая узор.

Пальчиковая
нейроигра «Кольцо
- заяц - коза»

IV
Н
Е
Д
Е
Л
Я

«Цирк».
Цель: развивать
мышление, умение
соотносить
предметы по
смыслу.

«Что изменилось?».
Цель: развивать
зрительную память.

«Фрагмент».
Цель: развивать
концентрацию
внимания, умение
быстро находить
нужные фрагменты.

«Кляксы».
Цель: развивать
воображение.

Дыхательное
упражнение «Надуй
шарик»
Упражнения по
методике Bal-a-vis x
«Подбрасывание
мячика одной
рукой, ловля
другой»
Развитие внимания,
мышления, памяти,
произвольности и
самоконтроля.

ЯНВАРЬ

Упражнение
«Одинаковые
рисунки»

Нейродинамическое раздаточный
упражнение «Руки- материал з22у6
ноги»
Л.И. Сорокина
Развитие внимания, «Интеллектуальное
мышления, памяти, развитие детей»
произвольности и
самоконтроля.
Упражнение «Что
лишнее?»
раздаточный
материал з23у5
Л.И. Сорокина
«Интеллектуальное
развитие детей»

Мышление

II
Н
Е
Д
Е
Л
Я

«Найди лишний
предмет».
Цель: развивать
мышление, умение
классифицировать.

III
Н
Е
Д
Е
Л
Я

IV
Н

Память

Внимание

Восприятие
Воображение

Нейроупражнения

«Рассмотри
картинку».
Цель: развивать
наблюдательность,
умение
припоминать.

«Найди отличия».
Цель: развивать
концентрацию
внимания,
зрительное
восприятие.

«Что стёр
ластик?».
Цель: развивать
воображение,
умение
придумывать
оригинальные
решения.

Пальчиковая
нейроигра «Дом-еж»
Нейродинамическое
упражнение
«Дружок»

«Заштопай
коврик».
Цель: развивать
мышление, умение
составлять
смысловые пары.

«Цветапомощники».
Цель: учить детей
запоминать слова,
используя
вспомогательные
цвета-помощники.

«Весёлый жонглёр».
Цель: развивать
концентрацию
внимания, умение
находить
одинаковые
предметы.

«Пуговицы».
Цель: развивать
восприятие цвета,
величины.

Упражнения по
методике Bal-a-vis x
«Подбрасывание
мячика одной рукой,
ловля другой»

«Бусы
рассыпались».

«Чего не стало?».
Цель: развивать

«Помоги щенку».
Цель: развивать

«На что похожи
фигурки?».

Развитие чувства
ритма,
межполушарного
взаимодействия,
развитие
пространственных
представлений,
развитие навыков
взаимодействия в
коллективе.

Развитие внимания,
мышления, памяти,
произвольности и
самоконтроля.

Графические
упражнения
Упражнение
«Дорожки»
раздаточный
материал з25у2
Л.И. Сорокина
«Интеллектуальное
развитие детей»

Упражнение
«Соедини рисунки»
раздаточный
материал з26у2
Л.И. Сорокина
«Интеллектуальное
развитие детей»

ПальчиковаяУ
Упражнение
нейроигра «Дом-еж - «Дорожки»

Е
Д
Е
Л
Я

Цель: развивать
мышление,
упражнять в
поиске
закономерности.

зрительную память.

устойчивость вниман Цель: развивать
ия.
воображение.

замок»
раздаточный
Нейроупражнение
материал з27у2
«Веселый человечек»
Л.И. Сорокина
Развитие чувства
«Интеллектуальное
развитие детей»
ритма,
межполушарного
взаимодействия,
развитие
пространственных
представлений

ФЕВРАЛЬ
Мышление

Память

I
Н
Е
Д
Е
Л
Я

«Куда едут дети?».
Цель: развивать
мышление, умение
находить
закономерность и
объяснять свой
выбор.

«Запомни пары
картинок».
Цель: развивать
зрительную
память.

II
Н
Е

«Найди лишний
предмет».
Цель: развивать

«Машинки».
Цель: развивать
умение запоминать

Внимание

«Найди отличия».
Цель: развивать
концентрацию
внимания.

Восприятие
Воображение

Нейроупражнения

«Волшебный
квадрат».
Цель: упражнять
в составлении
картинки из
геометрических
фигур.

Упражнения по
методике Bal-a-vis x

Упражнение
«Лабиринт»

«Мяч за спиной по
кругу стоя»

раздаточный
материал з28у2

Развитие внимания,
мышления, памяти,
произвольности и
самоконтроля

Л.И. Сорокина
«Интеллектуальное
развитие детей»

«Неваляшки».
«Разноцветные
Цель: учить находить дуги».
одинаковые
Цель: развивать

Графические
упражнения

Пальчиковая нейроигра Упражнение
«Кулакладонь»
«Руковички»
Нейродинамическое

Д
Е
Л
Я

мышление, умение
объяснять свой
выбор.

цвета и фигуры.

предметы.

воображение.

упражнение «Колечки» раздаточный
материал з29у8
Развитие чувства
ритма,
Л.И. Сорокина
межполушарного
«Интеллектуальное
взаимодействия,
развитие детей»
развитие
пространственных
представлений,
развитие навыков
взаимодействия в
коллективе.

III
Н
Е
Д
Е
Л
Я

«Подбери
недостающий
предмет».
Цель: развивать
мышление, умение
сравнивать и
рассуждать.

«Рассмотри
картинку».
Цель: развивать
наблюдательность,
умение
припоминать.

«Чего не хватает?».
Цель: развивать
концентрацию
внимания, умение
сравнивать рисунки.

«Подбери
фигуры».
Цель: развивать
восприятие цвета
и формы».

Ритмическая нейроигра

Упражнение
«Дорожки»

«Ракета»

раздаточный
материал з31у2

IV
Н
Е
Д
Е
Л
Я

«Что сначала, что
потом».
Цель: развивать
мышление, умение
устанавливать
правильную
последовательность
событий.

«Цветапомощники».
Цель: учить детей
запоминать слова,
используя
вспомогательные
цвета-помощники.

«Деревенский
дворик».
Цель: развивать
внимание, упражнять
в пространственном
поиске.

«На что похожи
фигурки?».
Цель: развивать
воображение,
умение
придумывать
оригинальное
решение.

Развитие чувства
ритма,
межполушарного
взаимодействия

Л.И. Сорокина
«Интеллектуальное
развитие детей»

Пальчиковая нейроигра Упражнение
«Зонтик», «Гриб»
«Одинаковые
Нейроупражнение
рисунки»
«Семейки»
раздаточный
Развитие чувства
материал з32у7
ритма,
Л.И. Сорокина
межполушарного
«Интеллектуальное
взаимодействия,
развитие детей»
развитие

пространственных со
стихом»
представлений

МАРТ
Мышление

Память

Внимание

Восприятие
Воображение

Нейроупражнения

Графические
упражнения

I
Н
Е
Д
Е
Л
Я

«Кому что
нужно?».
Цель: развивать
мышление, умение
соотносить
предметы по
смыслу.

«Сосчитай и
запомни».
Цель: развивать
умение
запоминать
количество
предметов в
группах.

«Найди
одинаковые
предметы».
Цель: развивать
концентрацию
внимания.

«Что перепутал
художник?».
Цель: развивать
зрительное
восприятие, умение
находить
несоответствия.

Пальчиковая
нейроигра «Змейка»

Упражнение
«Лабиринт»

Развитие чувства
ритма,
межполушарного
взаимодействия,
развитие
пространственных
представлений.

раздаточный
материал з30у2

II
Н
Е
Д
Е
Л
Я

«Подбери
недостающий
предмет» (2).
Цель: развивать
мышление, умение
сравнивать и
рассуждать.

«Рассмотри
картинку».
Цель: развивать
наблюдательность,
умение
припоминать.

«Найди отличия».
Цель: развивать
концентрацию
внимания,
зрительное
восприятие.

«Волшебный
карандаш»,
Цель: развивать
воображение.

Нейроупражнение
«Парад планет»

Упражнение
«Дорожки»

Развитие чувства
ритма,
межполушарного
взаимодействия,
развитие
пространственных
представлений.

раздаточный
материал з33у2

Л.И. Сорокина
«Интеллектуальное
развитие детей»

Л.И. Сорокина
«Интеллектуальное
развитие детей»

III
Н
Е
Д
Е
Л
Я

«Что сначала, что
потом».
Цель: развивать
мышление, умение
устанавливать
правильную
последовательность
событий.

«Фигурыпомощники».
Цель: учить
запоминать слова,
используя
вспомогательные
геометрические
фигурыпомощники.

«Что
изменилось?».
Цель: развивать
умение сравнивать
рисунки и
находить отличия.

«Построй по росту».
Цель: развивать
умение строить
предметы в ряд по
высоте.

Упражнения по
методике Bal-a-vis x

IV
Н
Е
Д
Е
Л
Я

«Такие разные
карандаши».
Цель: развивать
мышление, умение
обобщать,
составлять
последовательную
цыпочку.

«Каскад слов».
Цель: развивать
слуховую память.

«Найди цифры».
Цель: упражнять в
пространственном
поиске.

«На что похожи
фигурки?».
Цель: развивать
умение придумывать
оригинальное
решение.

Пальчиковая
нейроигра
«Лезгинка»

Упражнение
«Заплатки»

«В паре, стоя, бросаю раздаточный
мешочек партнеру со материал з33у4
стихом»
Л.И. Сорокина
развитие
«Интеллектуальное
развитие детей»
пространственных
представлений,
развитие навыков
взаимодействия в
коллективе.

Развитие чувства
ритма,
межполушарного
взаимодействия.

Упражнение «Раздели
на группы»
раздаточный
материал з34у6
Л.И. Сорокина
«Интеллектуальное
развитие детей»

АПРЕЛЬ
Мышление

I
Н

«Подбери
недостающий

Память

«Кто спрятался?».
Цель: развивать

Внимание

«Разноцветные
чашечки».

Восприятие
Воображение

Нейроупражнения

«Найди и закрась».
Цель: развивать

Музыкальноритмическая игра

Графические
упражнения
Упражнение
«Дорожки»

Е
Д
Е
Л
Я

предмет».
Цель: развивать
мышление, умение
сравнивать и
рассуждать.

зрительную
память.

Цель: развивать
концентрацию
внимания,
умение
соотносить
предметы по
цвету, форме,
размеру.

восприятие формы и
цвета.

II
Н
Е
Д
Е
Л
Я

«Найди лишний
предмет».
Цель: развивать
мышление, умение
выделять общий
признак.

«Фигурыпомощники».
Цель: учить
запоминать слова,
используя
вспомогательные
геометрические
фигурыпомощники.

«Найди
отличия».
Цель: развивать
концентрацию
внимания,
зрительное
восприятие.

«Что делают мальчик
и девочка?».
Цель: развивать
воображение.

III
Н
Е
Д
Е
Л
Я

«Составь группы».
Цель: развивать
мышление, умение
группировать
предметы по
определённому
признаку.

«Рассмотри
картинку».
Цель: развивать
наблюдательность,
умение
припоминать.

«Зайчик и
морковка».
Цель: развивать
устойчивость
внимания.

«Сравни предметы».
Нейроигра «ухо-нос»
Цель: развивать
Развитие чувства
восприятие величины,
ритма,
размера предмета.
межполушарного
взаимодействия,
развитие
пространственных
представлений.

Упражнение «Лишняя
картинка»

IV
Н
Е

«Что сначала, что
потом».
Цель: развивать

«Запомни слова».
Цель: развивать
слуховую память.

«Найди и
вычеркни».
Цель: развивать

«Котята».
Цель: развивать
воображение, умение

Упражнение
«Одинаковые
фигуры»

«Руки вверх!»

раздаточный материал
з35у2
Л.И. Сорокина
«Интеллектуальное
развитие детей»

Пальчиковая
Упражнение
нейроигра «Лезгинка» «Скопируй точки»
Развитие внимания,
мышления, памяти,
произвольности и
самоконтроля.

Нейродвигательное
упражнение «Лужи»

раздаточный материал
з36у2
Л.И. Сорокина
«Интеллектуальное
развитие детей»

раздаточный материал
з37у5
Л.И. Сорокина
«Интеллектуальное
развитие детей»

Д
Е
Л
Я

мышление, умение
устанавливать
правильную
последовательность
событий.

устойчивость
внимания.

мимикой и
движениями
изобразить разных
котят.

Развитие чувства
ритма,
межполушарного
взаимодействия,
развитие
пространственных
представлений

раздаточный материал
з38у2

Восприятие
Воображение

Нейроупражнения

Графические
упражнения

Л.И. Сорокина
«Интеллектуальное
развитие детей»

МАЙ
Мышление

Память

Внимание

I
Н
Е
Д
Е
Л
Я

«Семья».
Цель: развивать
мышление, умение
классифицировать.

«Что
изменилось?».
Цель: развивать
зрительную
память.

«Найди
одинаковые
предметы».
Цель: развивать
внимание,
умение
сравнивать.

«Незаконченные
рисунки».
Цель: развивать
целостность
восприятия.

Пальчиковая
Упражнение «Лишняя
нейроигра «Лезгинка» картинка»
Нейродвигательное
раздаточный материал
упражнение «Лужи»
з39у4
Развитие чувства
Л.И. Сорокина
ритма,
«Интеллектуальное
межполушарного
развитие детей»
взаимодействия,
развитие
пространственных
представлений,
развитие навыков
взаимодействия в
коллективе

II
Н

«Найди лишний
предмет».

«Рисункипомощники».

«Лабиринт».
Цель: развивать

«Волшебные очки».
Цель: развивать

Упражнения по

Упражнение
«Недостающие

Е
Д
Е
Л
Я

Цель: развивать
мышление, умение
выделять общий
признак.

III
Н
Е
Д
Е
Л
Я

«Составь группы».
Цель: развивать
мышление, умение
выделять общий
признак.

IV
Н
Е
Д
Е
Л
Я

«Волшебный лес».
Цель: развивать
мышление, умение
классифицировать и
обобщать.

Цель: развивать
умение
запоминать
словосочетания с
помощью
рисунков.

устойчивость
внимания.

воображение, умение
находить необычные
решения.

«Сосчитай и
запомни».
Цель: развивать
умение
запоминать
количество
предметов.

«Найди
отличия».
Цель: развивать
концентрацию
внимания,
зрительное
восприятие.

«Продолжи ряд».
Цель: развивать
восприятие формы.

«Ёжики в лесу».
Цель: развивать
умение
запоминать текст
с помощью
пиктограмм.

«Найди и
вычеркни».
Цель: развивать
устойчивость
внимания.

«На что похожи
рисунки?».
Цель: развивать
воображение, умение
абстрагироваться.

методике Bal-a-vis x

детали»

«В паре, стоя, бросаю
мешочек партнеру со
стихом»

раздаточный материал
з41у7

Развитие
пространственных
представлений,
развитие навыков
взаимодействия в
коллективе.
Дыхательное
упражнение «Вдохпалец вверх, выдох
палец вниз»
Улучшение
ритмирования,
развитие
самоконтроля.

Пальчиковая
нейроигра «Кольцо коза»
Нейроупражнение
«Кто живет в лесу?»
Развитие внимания,
мышления, памяти,
произвольности и
самоконтроля.

Л.И. Сорокина
«Интеллектуальное
развитие детей»

Упражнение
«Дабиринт»
раздаточный материал
з42у2
Л.И. Сорокина
«Интеллектуальное
развитие детей»

Упражнение
«Скопируй точки»
раздаточный материал
з44у7
Л.И. Сорокина
«Интеллектуальное
развитие детей»

Развитие чувства
ритма,
межполушарного
взаимодействия

ЛИТЕРАТУРА
1. Береславский Л.Я. Задачки на внимание. – М.: Махаон, 2008.
2. Земцова О.Н. Запомни картинки. Развиваем память. – М.: Махаон, 2007.
3. Земцова О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие. – М.: Махаон, 2007.
4. Земцова О.Н.Найди отличия. Развиваем внимание. – М.: Махаон, 2007.
5. Земцова О.Н.Задачки для ума. Развиваем мышление. – М.: Махаон, 2007.
6. Султанова М.Н. Развиваем логику. – М.: Махаон, 2008.
7. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Дошкольники. – М.: Рольф, 2000.
8. Венгер А., Дъяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей
дошкольного возраста.-М.,1999.
9. Волонина В.В. Занимательная математика С.Петербург, 1996.
10. Ковалев В.И. Развивающие игры:10 шагов к успеху. -М., 2004.
11. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми: в 2 ч. Ч. 1, Ч. 2 / Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов,
Ирина Фридрих. – М.: АЙРИСпресс, 2015. – 144 с.: ил. – (Культура здоровья и детства)
12. Л.И. Сорокина «Интеллектуальное развитие детей»: ВЛАДОС,2020, 160с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».