20.09.2022
Научить
ребёнка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Но
когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встаёт перед всеми
родителями в бесконечном ряду прочих проблем. К сожалению, в определении
оптимального времени для начала обучения. Почему сначала звуки, а потом буквы?
Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте
состоит в том, что знакомству и работе ребёнка с буквами должен предшествовать
добуквенный, чисто звуковой период обучения. Буква – это знак звука. Знакомство
с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно
обозначается этим знаком. Знаки звуков также нет смысла вводить до знакомства с
самими звуками. Речь идёт не об умении ребёнка правильно произносить звуки, а о
навыке звукового анализа слова.Звуковой анализ включает прежде всего умение
сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для дошкольника
работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна, поэтому звуковой
анализ – добуквенный этап обучения грамоте – занимает много сил и времени. Но
не следует стремиться его сократить, ведь от этого этапа обучения зависит
успешность дальнейшего формирования навыка чтения.
Путь
дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это
перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь. Для
того, чтобы научиться читать и писать, ребёнку нужно сделать два важных
открытия: сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а потом открыть
отношения звука и буквы.
Развивать
фонематическую сторону речи. Определять протяженность слов (измерять слоговую
структуру слов хлопками, шагами). Можно вводить термин «слог» и делать
графическую запись слогового деления. Необходимо продолжать интонационное
выделение заданных звуков в словах, подбирать слова на определенные звуки,
вычленять первый звук в слове. Умение выделять звуки в словах
помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая
ступень обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска букв при
письме. Вводить термин «гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем
термин «согласный звук» с
его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с
обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно. С помощью
дидактического материала (фишки, сигналы, схемы) дети могут строить
условно-символические модели различной сложности, что делает звуковой анализ
материализованным и вполне доступным детям данного возраста.
Формировать
графические умения (готовить руку дошкольника к письму). К этому возрасту
дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические
умения хорошо формируются в процессе специальных упражнений и конструирования
различных предметов по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе
упражнений дети цветными карандашами выполняют обводку контуров предметов,
штриховку и т. п.
Уровень
речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте,
вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи
(чтением и письмом).
Поэтому
старший дошкольный возраст – это возраст серьёзной подготовки детей к
обучению чтению и письму.
Готовность
ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых
первостепенное значение уделяется таким
речевым
характеристикам, как:
·
развитый
речевой слух
·
четкая
артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание)
·
знание
зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой
·
выработка
гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма и пр.
Взрослым
необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют
определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и
лингвистического).
Задача
взрослых – подготовить ребенка к последующему обучению чтению и письму.
В
пять-шесть лет следует не только закрепить имеющиеся достижения в речевом
развитии, но и расширить круг умений и навыков, необходимых для
полноценного усвоения письменной формы речи.
В
течение года дети вслушиваются в звучание слов. Они учатся узнавать, различать
и выделять отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина,
конец).
На
этом этапе важно вновь вернуться к артикуляции звуков, уточнить их звучание.
Дети анализируют особенности произнесения и звучания звука: положение губ,
языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи. Дошкольников
упражняют в умении различать твердые и мягкие согласные, чтобы в дальнейшем
избежать ошибок при письме. Особое внимание уделяется звукам, близким по
произношению и по звучанию. Тщательная работа со звуками позволяет научить
детей устанавливать последовательность звуков в слове.
Анализ
артикуляции звуков позволяет установить, что одни звуки произносятся с голосом
свободно.
Произношение
других звуков связано с тем, что губы, язык, зубы образуют преграду,
препятствие на пути выдыхаемого воздуха.
Так
дети знакомятся с существенными опознавательными признаками двух основных групп
звуков русского языка: гласных и согласных. Вводятся условные обозначения:
согласный
– синий гласные звуки - красный цвет
Изучение
акустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к группе гласных или
согласных завершается ознакомлением с соответствующими образами – буквами.
Помимо
занятий в детском саду, мы рекомендуем дома проводить игры на развитие
правильной артикуляции звуков и на развитие фонематического слуха.
Игры на
развитие правильной
артикуляции звуков и на развитие фонематического слуха
·
«Угадай-ка» (Имитация голосов птиц и животных).
Эту игру можно использовать на прогулке. Попросите ребенка прожужжать как
жук, прокуковать как кукушка, промычать как корова и т.д. Добивайтесь от
ребенка четкой артикуляции звуков.
Можно
использовать звуки окружающего мира (как завывает ветер, как он шумит в листве
деревьев, как капает дождик, как шумит чайник, тикают часы и т.д.)
·
«Длинное -
короткое» (Упражнение
в умении определять на слух длинные и короткие слова).
Можно
искать на кухне слова, в которых много звуков (мясорубка, электричество,
кастрюля и др.) и слова в которых мало звуков (нож, соль, суп и т.д.).
·
«Сломанный
телевизор» Для игры
необходима любая рамочка, которая держится у губ. Показывайте детям по очереди
гласные звуки и их сочетания: а, у, и, ау, аи, иу. Дети определяют звуки и их
последовательность.
·
«Поймай
песенку». Ребенок
ловит заданный звук хлопками в ладоши. Песня исполняется протяжно. Звуки: а, у,
и, э, и, у, э, а, э, и т. Д
·
«Где
прячется звук». Предлагайте
ребенку слова, выделяя, например, звук «о». Ребенок определяет позицию в слове
(начало, середина, конец).
·
«Измени
слово». Ребенку
предлагаются картинки с односложными словами. Необходимо изменить их так, чтобы
в слове слышались два гласных звука. Образец: дом – домик.
·
«Мягкий –
твердый». Предлагайте
ребенку картинки со словами с мягким согласным звуком и с твердым. Картинки с
мягким согласным он выкладывает на мягкую подушку, а с твердым – на стол или
камень.
·
«Придумать
слова на заданный звук».
Для начала лучше давать только гласные звуки
(а, о, у, и)
– арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.
Затем
согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)
- «Поймай
нужный звук хлопком».
Инструкция: Если
услышишь звук [k] в слове - хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь,
шалаш, ботино[K]. . .
То
же с любыми другими звуками
Ш –
кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…
Р –
руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…
- Отхлопать слоги со
звуком«Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со
звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.
·
Произнести по
порядку все звуки в слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д,о,м.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.10.2022
Дата обновления: 10.10.2022
Дата публикации: 20.09.2022