31.08.2022
Одна из
важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование
таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Удовлетворять естественные потребности детей в познании и изучении окружающего
мира, их неуемную любознательность помогают игры – исследования.
И родители,
и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития
ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и
то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте
зависит успешность обучения математике в начальной школе.
В условиях
дошкольного учреждения существует множество настольно-печатных, дидактических
игр и дидактических пособий, направленных на , которые используются как на
занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. Важно понимать, что
именно домашняя обстановка способствует полному раскрепощению ребенка, дома он
усваивает материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания,
полученные в детском саду. И здесь не маловажная роль отводится родителям.
Педагоги
дошкольных учреждений адаптируют и развивают технологии использования давно
известных российских и зарубежных дидактических средств (развивающие игры Б.
Никитина, блоки Дьенеша, «Лего»,
счетные палочки Кюизенера и др., расширяя горизонты мирового образовательного
пространства. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических
средств, развивающих методов позволяет педагогам и родителям разнообразить
взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими
понятиями в доступной малышам форме.
Приведем
примеры нескольких игр на развитие логического мышления, которые активно
используются на занятиях по формированию элементарных математических
представлений в ДОУ. Но они настолько просты, что у родителей есть возможность
использовать их и при домашнем закреплении полученного материала.
1. Палочки
Кюизенера
Палочки
Кюизенера называют ещё цветными палочками, цветными числами, счетными
палочками. В работе с дошкольниками может использоваться упрощенный вариант
набора цветных палочек, содержащий 144 палочки; в нем белых палочек 36, а
остальных - по 12 каждого цвета. Палочки дают возможность выполнять упражнения
и в горизонтальной и в вертикальной плоскости на одном и том же месте, например
на столе, в то время как полоски размещаются или на столе (горизонтальная
плоскость, или на фланелеграфе(вертикальная плоскость). С палочками и
полосками можно «играть » и на полу. Основные особенности этого
дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая
эффективность.
С помощью
палочек Кюизенера вы решите множество задач:
· Вызовете интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с
ними.
· Разовьете элементарные математические представления – о числе на основе
счета и измерения.
· Поможете освоить ключевые средства познания – сенсорные эталоны (эталоны
цвета, размера, таких способов познания, как сравнение, сопоставление предметов
(по цвету, длине, ширине, высоте).
· Поможете освоить пространственно-количественные характеристики.
· Научите детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.
· Сформируете навык самоконтроля и самооценки.
2. Блоки
Дьенеша.
Что же
представляет собой блоки Дьенеша?
Это набор
логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по
форме, цвету, размеру и толщине. Каждая фигура характеризуется четырьмя
свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур,
одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий,
желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине
и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.
Что развивают
блоки Дьенеша?
Логические
блоки Дьенеша в доступной и наглядной форме знакомят детей с цветами, формами,
размерами, толщиной предметов, начальными знаниями по математике и основами
информатики. Этому всему ребенок научится, играя и выполняя различные манипуляции
с блоками: выкладывание, разбиение, перестроение по за-данному образцу и т. д.
Набор развивает: творческий потенциал; логическое мышление; мыслительные
операции (классификация, сравнение, анализ, обобщение); познавательные
процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение); мелкую
моторику.
3. Кубики
Никитиных.
Кубики
" Сложи узор" - самые простые из кубиков Никитиных. Всего их 4 вида:
"Кубики для всех", "Уникуб", "Кирпичики" и
"Сложи узор". Игра «Сложи
узор»состоит из набора в 16 кубиков, грани которых раскрашены в разные
цвета определенным образом: 6 граней каждого кубика раскрашены по-разному: 4
грани в один цвет (белый, синий,
красный, желтый)и 2 грани в 2 цвета. С этим набором можно заниматься по
книгам «Чудо – кубики. Альбом с заданиями для игры «Сложи узор»для детей 2-5 лет и «Чудо – кубики – 2. Альбом с
заданиями «Сложи узор»для детей
4-8 лет.
Эти кубики
помогут вам развить у детей сообразительность,пространственное воображение,
способность к мыслительным операцияманализа и синтеза, воспитать аккуратность,
внимательность, усидчивость,целеустремленность.
Играть в
кубики "Сложи Узор" можно по-разному:
· Можно собирать узоры непосредственно в прилагаемой книжечке.
· Можно пытать повторить узор из книжки на любой другой горизонтальной
поверхности.
· Можно докупить дополнительное игровое пособие и выполнять задания там
· Можно самому придумывать картинки.
· Можно складывать узоры по памяти.
· Можно изучать буквы и цифры, складывая их из кубиков.
· А можно просто построить башню в любом непревзойдённом стиле.
4. Счетные
палочки.
Практически
каждый из нас с детства помнит такой элемент, как счетные палочки. Это были
разноцветные пластмассовые или же деревянные пластинки, которые окрашивались в
различные цвета. С помощью такого нехитрого изобретения большинство из детей
научились считать, различать цвета, создавать композиции. Но сейчас мы копнем
немного глубже и попробуем разобраться в том, каким образом счетные палочки
могут помочь ребенку развивать абстрактное мышление, формировать базовые
дошкольные знания и становиться с каждым днем умнее и изобретательнее.
Для того
чтобы современного ребенка, который буквально утопает в разнообразии различных
игрушек, могли заинтересовать столь простые предметы, как разноцветные
тоненькие пластинки, стоит немного схитрить. Итак, первое, что следует сделать
родителям, – это приписать к палочкам прилагательное «волшебные». Для пущего результата их можно хранить в необычной
шкатулочке (если у вас девочка)или
же в одной из игрушечных больших машин (в
случае с мальчиком). Не забывайте всегда обращать внимание ребенка на
то, что научить его считать, рисовать, изображать различные фигуры могут именно
счетные палочки. Занятия, которые проходят с их участием, должны быть всегда
интересными для малыша. Следите за тем, чтобы он не скучал, чтобы ему
действительно нравился этот процесс, и он с увлечением осваивал новые и новые
горизонты знаний.
В общем,
можно сказать, что счетные разноцветные палочки развивают далеко не один навык
у растущего ребенка. Среди таковых назвать можно мелкую моторику рук, логику,
воображение, кроме того, они помогают малышу становиться более сосредоточенным,
усидчивым. Также богаче и ярче становится абстрактное мышление, развивается
фантазия и творческий потенциал. Использовать же это детское приспособление
можно, если мы учимся считать до 10, изучаем алфавит, составляем слоги и слова.
Также счетные палочки подходят для моделирования различных фигурок, рисунков.
Из них можно составить кораблик, домик, даже маму и папу. Также детям интересно
сортировать палочки по цветам и размерам (если
они имеют различную величину).
Можно ли
самим сделать развивающие материалы? Вполне можно сделать и палочки Кюизенера,
и блоки Дьенеша, и кубики Никитиных своими руками. Здесь можно сделать и бумажный
вариант и воспользоваться деревянными заготовками или другим подручным
материалом. (Старые кубики для игры «Сложи
узор», достаточно просто окрасить их в нужные цвета). Игры с
развивающими пособиями помогут ребенку изучить что-то новое и полюбить математическую
науку, которая, к сожалению, не всем дается легко. Также все эти игры - это
прекрасный вариант семейного досуга или времяпрепровождения на детском дне
рождении, когда уже все привычные занятия наскучили маленьким гостям.
Рекомендации для родителей: при
использовании развивающих кубиков и палочек - не бросайте ребенка одного играть
с этими развивающими пособиями. Родитель – это главный помощник в изучении
чего-то нового. Чаще хвалите за успехи, поощряйте и стимулируйте интерес к
занятиям. Не ругайте за неудачи. Если у малыша не получается выполнить какое-то
задание, вернитесь к нему позже, покажите сами, как бы это сделали вы.
Используйте принцип «от простого к
сложному». Постепенно делайте задания более трудными и не забывайте
возвращаться к уже выполненным упражнениям. Полученный ребенком опыт не должен
быть «мертвым
грузом». Придумывайте задания сами и подключайте к этому ребенка.
Фантазируйте. Сложите с малышом из блоков сказочного персонажа и придумайте про
него историю.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.10.2022
Дата обновления: 10.10.2022
Дата публикации: 31.08.2022