Пояснительная записка
Бисер — это мелкие стеклянные бусины, которые издавна использовались
для отделки одежды и изготовления украшений. Интересно, что эта
небольшая бусина обошла весь мир. А появление стеклянных бусин
связывают с древним Египтом. Там, по одной из версий, было изобретено
стекло, а потом из него начали изготавливать украшения, посуду, амулеты.
Более позднее стекло, и бисер попали в Римскую империю, в Венецию.
Венеция поставляла бисер в страны Азии, Африки, а в дальнейшем и в
Америку.
В наши дни интерес к забытому искусству пробудился вновь. Существуют
школы бисероплетения, появляются многочисленные кружки. Современные
мастерицы придумывают новые приемы работы с этим материалом. В наш
век стандартных изделий, женщина, как и столетия, назад, хочет быть
неповторимой. Украшения из бисера, затейливая вышивка – это то, что
может выделить ее, придать некоторую изысканность ее наряду.
Актуальность выбора определена следующими факторами: все, что
окружает человека, за исключением творений самой природы, создано на
протяжении тысячелетий руками человека. Наша планета похожа на
гигантский фантастический музей вечности, главными экспонатами которого
является вдохновение, работа, мастерство. Для того чтобы украсить свой
дом, можно сделать что-нибудь своими руками. Например, цветы, деревья,
украшения или панно, сплетенные из бисера. Плетение из бисера
способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего
вкуса, развитию пальцев рук.
Дети 6-7 лет способны выполнять несложные украшения, цветы, панно,
состоящие из нескольких предметов и др. Изделия из бисера очень нравятся
детям, они с удовольствием плетут. Кроме того, бисероплетение
способствует развитию мелкой моторики рук, 3 что очень важно для
подготовки руки к письму. Воспитывает усидчивость, внимание.
Для работы используется специальная проволока, крупный и мелкий бисер
разного цвета. Программа рассчитана на детей 6-7 лет, наполненность
группы 10-14 человек, поскольку придется много работать индивидуально.
Занятия проводятся 1раз в неделю, продолжительность 30 минут.
Формы проведения занятий разнообразны: вводное, традиционное,
практическое, занятие ознакомления, усвоения, применения на практике,
повторения, обобщения и контроля полученных знаний. Особо популярны
комбинированные занятия, соединяющие в себе различные методы общения
с аудиторией и виды деятельности.
Продолжительность освоения программы - 1 год
Возрастной диапазон освоения программы – 6-7 лет Образовательная область
художественно-эстетическое развитие.
Форма организации образовательного процесса - групповая, индивидуальная
Цель: развитие мелкой моторики рук через увлекательное искусство –
плетение из бисера. Ознакомление с техникой плетения, развитие творческих
способностей, овладение различной техникой плетения из бисера.
Задачи.
Обучающие:
• Обучение технологии изготовления поделок из бисера на проволочной
основе.
• Учить детей работать со схемой, дополнять или изменять её, составлять
свою;
• Обогащать речь детей, расширять словарный запас;
Развивающие:
• Развитие любознательности, художественного вкуса, интереса к народному
творчеству.
• Развитие зрительного и цветового восприятия, воображения, речи,
внимания.
• Развивать мелкую моторику пальцев рук, ловкость, умение управлять
своими движениями;
Воспитательные:
• Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего
мира;
• Воспитывать художественный вкус, интерес к прошлому и настоящему
своей культуры;
• Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Ожидаемый результат
• Устойчивый интерес к творческому процессу и основам рукоделия;
• формирование умений работать с бисером, планирование и составление
схем;
• Более высокий уровень развития мелкой моторики рук.
Программа способствует:
- повышению внутренней мотивации ребенка;
- появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения
при изготовлении изделий из бисера;
- возникает желание добиться планируемого результата;
- приобретается навык самостоятельной работы;
- развитию тонких движений пальцев рук;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе
взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
- показу красоты и неповторимости изделий, выполненных из бисера.
Форма подведения итогов: подведение итогов работы проводится в конце
учебного года (выставки, итоговое занятие).
Форма отчетности: выставка работ
Материалы и инструменты, необходимые на занятиях.
1. бисер, паетки;
2. леска для бисера;
3. ножницы;
4. лоточки для бисера;
5. бусины с небольшими отверстиями;
6. тонкая проволока.
Учет возрастных особенностей воспитанников
Жизнь ребѐнка характеризуется глубокой перестройкой всего организма,
общим подъемом жизнедеятельности, совпадает с подготовкой к обучению в
школе первой ступени - это переход от детского сада к школе. Данная
программа курса "Бисероплетения" составлена с учетом возраста
воспитанников; опирается на личность ребенка в соответствии с
социальными условиями жизни, личностными качествами, индивидуальными
склонностями и задатками, характером.
Программа составлена так, что, получая общие знания, умения и навыки,
ребенок имеет свободный выбор занятия, самовыражения в определенном
виде деятельности, проявляет личное творчество и участвует в коллективном.
Обучаясь и воспитываясь в благоприятной среде, ребенок получает все
необходимое для полноценного развития. Свои личностные качества,
воспитанники кружка проявляют в различных воспитательных и культурномассовых мероприятиях. Особое внимание в данной программе уделяется
индивидуальному подходу в общении с детьми.
Тематическое планирование.
Сентябрь
Знакомство с искусством бисероплетения, понятиями «Бисер», «рубка»,
«стеклярус».
Ознакомление с правилами по технике безопасности.
Изготовление простой цепочки.
Подплетение к простой цепочке бутончиков.
Октябрь
Прикрепление к изделию замка с колечком.
Изготовление цепочки «Цветочки».
Подплетение петелек к цепочке.
Ноябрь
Изготовление цепочки «Жучок».
Изготовление цепочки «Колечки».
Изготовление кулона «Человечек».
Декабрь
Изготовление новогодних проволочных игрушек – подвесок.
Оплетение елочных шаров.
Январь – февраль
Изготовление цветов из бисера – незабудка.
Изготовление цветов из бисера – ромашка.
Изготовление листочка (параллельное бисероплетение).
Март
«Подарок маме». Изготовление панно.
Апрель
Изготовление забавных зверей и насекомых. Пчела.
Краб.
Стрекоза.
Май
Изготовление подвески. Подвеска с цветочками.
Подвеска с рыбкой.
Выставка детских работ.
Заключение
Работа по данной программе показала, что занятия имеют большое значение
для гармоничного развития ребёнка. Они способствуют развитию у него
творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность,
внимание и воображение; воспитывают волю, развивают ручные умения,
чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композициями из
бисера, способствует воспитанию художественного вкуса у детей. На
занятиях развиваются движения пальцев рук, что является хорошей
подготовкой руки к письму.
Осуществляется психологическая подготовка к школе, дети стремятся
узнавать новое, овладевать навыками и умениями, целенаправленно и
организованно заниматься, внимательно выслушивать и выполнять
требования взрослого. Дети учатся организовывать своё время, доводить
начатое дело до конца, выполнять его как можно лучше, планировать свои
действия.
В процессе работы с бисером дети становятся самостоятельными;
способными проявить творчество; создать интересные, выразительные
изделия.
Развиваются, уточняются, обогащаются представления детей о родной
природе, искусстве, общественных явлениях, труде взрослых.
Данная деятельность способствует развитию мышления, эстетическому
воспитанию.
В это занятие можно вовлечь всю семью. Совместное творчество детей с
родителями развивает нравственные качества и сближает детей с
родителями.
Необходимо стремиться развить в ребенке чувство прекрасного, фантазию,
желание творить! В результате ребенок легче адаптируется в жизни,
полноценней и ярче воспринимает окружающий мир и себя в этом мире!