Программа дополнительного образования дошкольников Шахматная азбука

Содержание программы
I

II

III

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1
Пояснительная записка
1.2
Ожидаемый результаты освоения программы
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1
Учебно – тематический план «Шахматная азбука», первый год обучения
2.2
Содержание программы «Шахматная азбука», первый год обучения
2.3
Учебно – тематический план «Шахматная азбука», второй год обучения
2.4
Содержание программы «Шахматная азбука», второй год обучения
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1
Методическое обеспечение программы
3.2
Материально-техническое обеспечение
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ

3
6
9
12
14
16
21
22
23
24

I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
Рабочая программа «Шахматная азбука» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования на основе Программы «Шахматы, первый год», автор И.Г. Сухин И.Г.
Дополнительная образовательная программа «Шахматная азбука» является модифицированной дополнительной образовательной
программой социально -педагогической направленности. Реализуется в дошкольном образовательном учреждении и направлена на
обеспечение целостного процесса психического, физического и умственного развития личности ребенка. Вопрос о возможности и
необходимости обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы уже давно получил в педагогике положительное решение.
Педагогические, психологические и физиологические исследования, проводившиеся в Институте дошкольного воспитания АПН России, а
также за рубежом, свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у
детей 5 -6 лет значительно выше, чем это предполагалось до сих пор.
Уровень усвоения программы общекультурный.
Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом мультимедийного оборудования,
дидактического материала (карточки, задачи), активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся;
применении метода исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат), в создании учебно-тематического плана.
В послании Президента Российской Федерации В.В. Путина участникам чемпионата мира-2004г. сказано: «Шахматы — это не
просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать
поступки на несколько «ходов» вперед. А, главное, воспитывают характер».
Актуальность программы продиктована требованиями времени.
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение
приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать ее и делать логические
выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их
умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в
шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает
усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее,
привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Цепкая память и удивительная
любознательность малышей позволяют увлечь их игрой в деревянные (или пластмассовые) фигурки. Шахматная игра дарит ребенку радость
творчества и обогащает его духовный мир.
Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным
наукам. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в
3

педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шахматами в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения,
логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя
живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта
удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.
Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей,
способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной
федерации являются слова «Все мы одна семья».
Не каждый ребенок способен стать чемпионом. Но, обучение ребенка шахматам с раннего возраста является отличной дошкольной
подготовкой и залогом хорошего школьного обучения. Доказано, что дети, которые в дошкольном возрасте начали играть в шахматы,
отлично успевают в школе. Такие дети не испытывают проблем с точными науками, быстро выполняют домашние задания. Шахматы для
детей несут в себе множество положительных моментов. Воспитательные плюсы от игры в шахматы заключаются в том, что у ребенка
появляется целеустремленность, усидчивость, воля и выдержка. Юный шахматист учится самостоятельно принимать решения, не
расстраиваться и не унывать, а идти к цели. Шахматы делают ребенка внимательным и собранным.
Развитое логическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его
современном мире, но и способствует его общему умственному развитию.
Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др.,
свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать
у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса
имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме
рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и
некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы
переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные
сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам.
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается прежде всего в идее использования игры в шахматы,
как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного
возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет
снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его
мышления.
Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения,
бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат,
лучше успевают в школе, а также положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как
восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

4

В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в
значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих
способностей.
Цель программы: обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к игре шахматы.
Достигается указанная цель через решение следующих задач:
Обучающие:
● формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы;
● способствовать освоению знаний в области теории и практики шахматной игры;
● обучить правилам игры шахматы;
Развивающие:
●
развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
●
развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять
ход решения учебной задачи.
Воспитательные:
●
воспитывать интерес к шахматной игре, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах,
самостоятельность в принятии решений.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Дошкольники
знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания,
разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. На занятиях
используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки.
Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают
силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
●Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в
целом.
●Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
●Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
●Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих
факторов учебного процесса.
●Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
5

●Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями
окружающего мира;
●Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется
возможность выбора;
●Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и
обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение
результата обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого
интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение,
целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Условия реализации программы:
Данная программа рассчитана на детей в возрасте 5-7 лет.
К занятиям допускаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний. Участниками программы являются дети старшего
дошкольного возраста 5-7 лет, посещающие детский сад.
Срок реализации программы два года
Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой дошкольного образовательного учреждения, ориентирован на обучение
детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся во второй половине дня один раз в неделю.
Первый год обучения: 32 часа, 1 раза в неделю по 25-30 минут. Второй год обучения: 32 часа, 1 раза в неделю по 25-30 минут.
(Имеется виду один академический час –это в старшей группе 25 мин., в подготовительной к школе группе -30 мин.)
Формы организации детей: групповая, работа в парах, индивидуальная, индивидуально-групповая.
Формы и виды занятий: беседа, игра, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов, дидактические игры и задания, игровые
упражнения, теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игры, турнир, соревнование, праздник.
1.2 Ожидаемый результаты освоения программы:
К концу первого года обучения должен знать:
К концу курса дети должны знать: шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры,
начальное положение, белые,черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода каждой фигуры.
К концу курса дети должны уметь: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с
другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно
расставлять фигуры перед игрой;различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать
элементарные задачи на мат в один ход.
6

Итогом реализации дополнительной образовательной программы являются организация тренировочных турниров, эстафет,
викторин, соревнований.
Критерии уровней развития детей первый год обучения.
Высокий (2 балла): Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве», истории шахмат. Умеет пользоваться линейкой и
тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и
называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Имеет понятие о приемах взятия фигур. У ребенка развита
познавательная активность, логическое мышление, воображение. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет
планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в
пространстве.
Средний (1 балл): Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве», истории шахмат. Допускает ошибки при поиске
шахматных полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их
отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».
Низкий (0 баллов): ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух.
Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.
К концу второго года обучения должен знать:
● законы развития фигур в начале партии;
● шахматные термины: рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья;
● значение материального преимущества;
●простейшие тактические приемы;
Должен уметь
● разыгрывать шахматную партию от начала до конца;
● соблюдать все правила игры;
● правильно предлагать ничью.
● решать шахматные задачи.
Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а также
знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; учатся решать шахматные задачи.
Критерии уровней развития детей второй год обучения.
7

Высокий (2 балла): ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться тетрадью в клеточку. Умеет
быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры
Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приемах взятия фигур. Умеет
самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. Развито зрительное
восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить,
анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет читать шахматную нотацию.
Средний (1 балл): ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить
поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия.
Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».
Низкий (0 баллов): ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух.
Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка»,
«шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.
Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае) как в форме
индивидуальной беседы, так и через решение практических задач. Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи
дошкольников на каждом этапе обучения.

II. Содержательный раздел
2.1Учебно – тематический план, «Шахматная азбука», первый год обучения
Календарно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности «Шахматная азбука» для детей старшей группы (56 лет)
№, тема НОД

Краткое содержание НОД

Октябрь
№1 Первое знакомство с Чтение-инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с
шахматным
королевством. шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске.
Шахматная доска.
Шахматная доска и шахматные поля имеют квадратную форму. Чтение-инсценировка дидактической сказки
«Котята-хвастунишки».
№2 Линии на шахматной доске. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество
Горизонтали и вертикали.
горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске.
Чередование черных и белых полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры
«Горизонталь», «Вертикаль».
8

№3 Линии на шахматной доске. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и
Диагонали. Центр шахматной большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.
доски.
Расположение черных и белых полей в центре доски. Чтение-инсценировка дидактической сказки из книги
И.Г. Сухина «Приключения в шахматной стране» (с.132-135). Дидактические задания и игры «Диагональ».
№4
Шахматные
фигуры. Белые и черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила шахматных фигур.
Сравнительная сила фигур
Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Дидактические задания и игры «Кто сильнее?», «Обе
армии равны». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура»,
«Что общего», «Большая и маленькая».
Ноябрь
№5 Начальная позиция.
Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между
горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры
«Мешочек», «Да или нет», «Мяч». Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир
шахмат».
№6 Ладья.
Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические игры и задания «Лабиринт»,
«Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
№7 Ладья.
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение»
(ладья против ладьи, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности» (разновидность игры на
уничтожение, но с «заминированными» полями).
№8 Слон.
Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные
и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри
часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
Декабрь
№9 Слон.
№10 Ладья против слона.

№11 Ферзь.
№12 Ферзь.

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон
против слона, два слона против двух), «Ограничение подвижности».
Термин «стоять под боем». Дидактические задания: «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры
«Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две
ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения),
«Ограничение подвижности».
Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания
«Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Просмотр диафильма
«Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат».
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение»
(ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».
9

№13 Ферзь против ладьи и Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной
слона.
удар», «Взятие», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного
поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, более сложные положения),
«Ограничение подвижности».
Январь
№14 Конь.
Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания
«Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
№15 Конь
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь
против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение
подвижности».
№16 Конь против ферзя, ладьи, Дидактические задания: «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры»,
слона.
«Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля»,
«Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ладьи, конь против слона, конь против
ферзя, более сложные положения), «Ограничение подвижности».
Февраль
№17 Пешка.
Место пешек в начальном положении. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Ход
пешки. Взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле
воин».
№18 Пешка.
Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка
против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».
№19 Пешка против ферзя, Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,
ладьи, коня, слона
«Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ладьи, пешка
против слона, пешка против коня, пешка против ферзя, более сложные положения), «Ограничение
подвижности.
№20 Король.
Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.
Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля). Чтение-инсценировка сказки «Лена, Оля
и Баба-Яга».
Март
№21 Король против других Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной
фигур.
удар», «Взятие». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на
уничтожение» (король против ладьи, король против слона, король против коня, король против ферзя, король
против пешки), «Ограничение подвижности»
№22 Шах.
Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха (3 способа).
10

№23 Шах.
№24 Мат.
№ 25 Мат.
№26 Ничья. Пат.
№27 Рокировка.
№28 Шахматная партия.
№29 Шахматная партия.
№30 Шахматная партия.
№31-32 Повторение материала.

Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».
Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах»;
игра фигурами из начального положения до первого шаха.
Мат – цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей,
слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход».
Мат в один ход: сложные примеры с большим числом фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».
Апрель
Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры патовых ситуаций. Дидактическое задание «Пат или
не пат», «Пат или мат.
Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».
Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную
партию).
Дидактическая игра «Два хода».
Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального
положения
Май
Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.
Повторение программного материала, игра в шахматы в парах, праздник «В Королевстве шахматных фигур»

2.2 Содержание программы, «Шахматная азбука» первый год обучения.
I. Шахматная доска (3 ч) Ведение. Организационное занятие.
Знакомство с детьми, кабинетом шахмат. Правила поведения на занятиях, правила ТБ и ППБ Знакомство с историей возникновения шахмат.
Теория. Знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр
шахматной доски. Понятие «шахматная доска», «шахматное поле», «партнеры» Расположение доски между партнерами. Разновидности
досок. Центр доски. Количество полей в центре. Понятие «Шахматная диаграмма».
Практика. Дидактические игры и игровые задания.
«Шахматная доска». Нарисуй шахматную доску.
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и
т.п.)
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.
«Составь доску». Из квадратиков составить шахматную доску.
«Нарисуй диаграмму» - рисование на диаграмме линий по горизонтали, вертикали и диагонали.
11

Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина «Приключения в Шахматной стране» (М.: Педагогика, 1991. – с. 132
II. Шахматные фигуры (1ч.)
Теория. Знакомство с названиями шахматный фигур. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Шахматный теремок».
Белые фигуры. Черные фигуры. Пешка, ферзь, ладья, слон, ферзь, конь, король.
Практика. Дидактические игры и игровые задания.
«Волшебный мешочек». В мешочке прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура
спрятана.
«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая
выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана.
«Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).
«Большая и маленькая». Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят
ее в сторону. Все фигуры расставляются по росту.
III. Начальная расстановка фигур (1ч.)
Теория. Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило «Каждый ферзь любит
свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Практика. Дидактические игры и игровые задания.
«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
«Да или нет?». Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
«Не зевай!». Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например, «Ладья стоит в углу», и бросает кому-либо из учеников
мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.
IV. Ходы и взятие фигур (18 ч.)
Основная тема учебного курса.
Теория. Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра «на уничтожение. Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные
слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе.
Превращение пешки. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К=3, С = 3, Л = 5, Ф = 9, Король бесценная фигура).
Практика. Дидактические игры и игровые задания.
«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают «работать» на ученика – формируется
внутренний план действий, аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур
(чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
12

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по
фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на
поля, находящиеся под ударом черных фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни
разу не оказаться под боем черных фигур.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное
поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
«Защита». Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
«Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?».
«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так,
чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
V. Цель шахматной партии (6 ч.)
Теория. Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат.
Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.
Практика. Дидактические игры и игровые задания.
«Шах или не шах». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
«Объяви шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю. «Мат в один ход».
Требуется объявить мат неприятельскому королю в один ход.
«Рокировка». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: можно рокировать или нет.
VI. Игра всеми фигурами из начального положения (2 ч.) Теория. Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том,
как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.
Практика. Дидактические игры и игровые задания.
«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход
педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд.
13

VII. Итог.
Практика
Шахматный праздник.

2.3. Учебно – тематический план, «Шахматная азбука» второй год обучения.
Календарно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности «Шахматная азбука» для детей подготовительной к
школе группы (6-7 лет)
№ п/п, тема НОД
1. Повторение пройденного
материала.
2. Повторение пройденного
материала.
3. Краткая история шахмат.
4. Выдающиеся шахматисты
нашего времени.
5. Шахматные правила FIDE.
Этика шахматной борьбы.
6. Шахматная нотация.
Обозначение горизонталей,
вертикалей, полей.
7. Шахматная нотация.
Обозначение шахматных фигур
и терминов.
8. Шахматная нотация.
9. Шахматная нотация.

Краткое содержание НОД
Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное
положение. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).
Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о
принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий.
Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только
белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика.
Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу.
Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Чемпионы мира по
шахматам. Просмотр диафильма «Анатолий Карпов – чемпион мира». Игровая практика.
Биографии выдающихся шахматистов нашего времени. Фрагменты их партий.
Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы. Правила поведения за шахматной доской.
Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Дидактические задания «Назови вертикаль», «Назови
горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле?», «Кто быстрее», «Вижу цель». Игровая практика.
На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля, на какое поле идет. Например,
«Король c g7 – на f8».
Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная
нотация. Запись шахматной партии.
Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).
Игровая практика (фрагмента шахматной партии).
Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).
14

10. Шахматная нотация.
11. Шахматная нотация.
12. Шахматная нотация.
13. Шахматная нотация.
14. Ценность шахматных фигур.
Сравнительная сила фигур.
15. Ценность шахматных фигур.
Достижение материального
перевеса.
16. Ценность шахматных фигур.
Достижение материального
перевеса.
17. Ценность шахматных фигур.
Достижение материального
перевеса.
18. Ценность шахматных фигур.
Способы защиты.
19. Ценность шахматных фигур.
Способы защиты.
20. Способы защиты. Игровая
практика.
21. Техника матования
одинокого короля.
22. Техника матования
одинокого короля.
23. Техника матования
одинокого короля.
24. Техника матования
одинокого короля.
25. Техника матования
одинокого короля.

Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).
Игровая практика (с записью шахматной партии).
Игровая практика (с записью шахматной партии).
Игровая практика (с записью шахматной партии).
Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания «Кто сильнее?», «Обе
армии равны». Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала»
(выигрыш ферзя).
Игровая практика.
Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш коня).
Игровая практика.
Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш слона).
Игровая практика.
Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ладьи).
Игровая практика.
Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш пешки).
Способы защиты. Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход изпод боя, уничтожение атакующей фигуры). Игровая практика.
Защита. Дидактическое задание «Защита» (перекрытие, контратака).
Игровая практика.
Решение заданий. Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход изпод боя, уничтожение атакующей фигуры, перекрытие, контратака). Практическая игра.
Две ладьи против короля, «линейный» мат. Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в
один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.
Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход»,
«На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.
Ферзь и король против короля. Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход»,
«На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.
Ладья и король против короля. Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход»,
«На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.
Решение заданий.

15

26. Достижение мата без жертвы
материала. Учебные положения
на мат в два хода в эндшпиле.
Цугцванг.
27. Достижение мата без жертвы
материала. Учебные положения
на мат в два хода в
миттельшпиле.
28. Достижение мата без жертвы
материала. Решение заданий на
мат в два хода в миттельшпиле.
29. Достижение мата без жертвы
материала. Учебные положения
на мат в два хода в дебюте.
30. Достижение мата без жертвы
материала.
31-32Повторение материала.

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг.
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата.
Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика.
Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Защита от мата.
Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика.
Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Решение заданий.
Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата».
Игровая практика.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Защита от мата.
Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика.
Решение заданий на мат в два хода. Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая
практика.
Повторение основных вопросов курса. Практическая игра. Игра в турнире. Турнирные партии.

2.4. Содержание программы, «Шахматная азбука» второй год обучения.
I. История шахмат (1 ч.)
Введение. Организационное занятие.
Теория.
Знакомство с группой. Цели и задачи занятий. Обзор основных разделов программы.
Задачи: вызвать интерес к игре шахматы, уточнить знания о правилах поведения на занятиях, правила ТБ и ППБ.
Теория. Рождение шахмат. Выдающиеся шахматисты нашего времени – презентация. Этика шахматной борьбы. Обобщение и повторение
основного материала первого года обучения
Задачи: познакомить детей с вариантами возникновения шахмат и углубить знания об основных этапах их развития.
II. Повторение. Шахматная нотация (4 ч.)
Данный раздел включает в себя обобщение и повторение основного материала первого года обучения.
Шахматная нотация
Теория.
Задачи: повторить понятие «шахматная нотация»; закрепить умение определять «адрес» каждого поля. Повторить понятия 16

«диаграмма», «центр», «угловые поля».
Практика.
Задачи: закрепить знания с помощью дидактических упражнений.
Ходы, взятия и ценность фигур
Теория.
Задачи: повторить ходы и взятия фигур, а также определение их ценности.
Практика.
Задачи: закрепить знания с помощью дидактических упражнений.
Решение учебных задач
Практические занятия.
Задачи: отработать через решение практических задач умение определять материальное преимущество.
III. Сложные ходы фигур (6 ч.)
Материал раздела позволяет в доступной форме объяснить детям такие понятия, как: «рокировка», «ничья», «пат» и др.
Особый ход – рокировка
Теория:
Задачи: ввести понятие об особом ходе - рокировке. Объяснить, когда можно и когда нельзя рокировать.
Практика.
Задачи: закрепить знания с помощью дидактических упражнений.
Шах. Мат. Пат. Вечный шах.
Теория.
Задачи: повторить, что такое «шах» и «мат». Ввести понятие «ничья». Объяснить, какие существуют разновидности ничьей.
Объяснить механизм вечного шаха, объяснить отличие «пат» от «мата».
Практика.
Задачи: закрепить знания с помощью дидактических упражнений.
Тесты и упражнения для закрепления знаний
Практические занятия.
Задачи: закрепить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения раздела «Сложные ходы фигур».
IV. Простейшие матовые ситуации. Мат одинокому королю (3 ч.)
Данный раздел помогает объяснить детям всѐ, что они должны знать о мате.
Мат в один ход: более сложные случаи.
Практические занятия.
Задачи: повторить, что такое рокировка. Закрепить знания о мате с помощью дидактических упражнений.
Линейный мат. Мат в 2 хода
Теория.
17

Задачи: повторить, что такое ничья, какие бывают виды ничьей. Показать простейшие случаи мата в два хода, учить детей предвидеть
события на доске на два хода вперед. Объяснить метод матования одинокого короля двумя ладьями, ввести понятие
«линейный мат».
Практика.
Задачи: закрепить знания с помощью дидактических упражнений.
Мат королём и ферзём.
Теория.
Задачи: повторить метод матования двумя ладьями. Объяснить метод матования королем и ферзем, изучить патовые ловушки и научиться
их избегать.
Практика.
Задачи: закрепить знания с помощью дидактических упражнений.
Спертый мат
Теория.
Задачи: ввести понятие «спертый мат». Разобрать классическую комбинацию на спертый мат.
Практика.
Задачи: закрепить знания с помощью дидактических упражнений.
Тесты и упражнения для закрепления знаний
Практические занятия.
Задачи: закрепить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения раздела «Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. Мат
одинокому королю».
V. Защита и нападение на фигуры (3 ч.)
Материал раздела дает возможность рассмотреть варианты защиты и нападения на фигуры; ввести понятия «двойной удар» и
«связка».
Двойной удар. Шах с выигрышем фигуры
Теория.
Задачи: повторить метод матования королем и ферзем. Объяснить, что такое двойной удар, разобрать, как наносят двойной удар различные
фигуры и пешки. Ввести понятие «шах с выигрышем фигуры».
Практика.
Задачи: закрепить знания с помощью дидактических упражнений.
Связка
Теория.
Задачи: повторить, что такое двойной удар и шах с выигрышем фигуры. Ввести понятия «связка», «полная и неполная связка»,
«давление на связку».
Практика.
Задачи: закрепить знания с помощью дидактических упражнений.
18

Тесты и упражнения для закрепления знаний
Практические занятия.
Задачи: закрепить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения раздела «Защита и нападение на фигуры».
VI. Основные правила игры в дебюте (10 ч.)
Материал раздела дает возможность в доступной форме объяснить детям суть понятия «дебют».
Детский мат и защита от него
Теория
Задачи: повторить тему «спертый мат». Ввести понятие «детский мат». Разобрать комбинацию на детский мат, изучить методы защиты от
детского мата. Учить детей предвидеть события на доске на два и больше ходов.
Практика.
Задачи: закрепить знания с помощью дидактических упражнений.
О диагоналях, по которым атакуется король
Теория.
Задачи: повторить тему «детский мат». Ввести понятие «опасная диагональ», разобрать самую короткую партию, завершившуюся матом (в
два хода). Продолжать учить детей предвидеть события на доске на два и больше ходов.
Практика.
Задачи: закрепить знания с помощью дидактических упражнений.
Перевес в развитии
Теория
Задачи: повторить тему «опасная диагональ». Объяснить на примерах уязвимость застрявшего в центре короля, рассказать о методах атаки
на короля.
Практика.
Задачи: закрепить знания с помощью дидактических упражнений.
Метод атаки
Теория.
Задачи: продолжить изучение методов атаки на застрявшего в центре короля. Разобрать типовые комбинации с жертвой слона или коня на
f7. Объяснить методы атаки на короля, совершившего рокировку, показать на примерах уязвимые пункты позиции рокировки.
Практика.
Задачи: закрепить знания с помощью дидактических упражнений.
Тесты и упражнения для закрепления знаний
Практические занятия.
Задачи: закрепить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения раздела «Основные правила игры в дебюте».
VII. Игра из начального положения (4 ч.)
Практические занятия.
19

Задачи: проверить весь спектр ЗУН, полученных за 2 года обучения, в процессе турнирных и тренировочных партий.
Контрольные занятия по итогам полугодия (года)
Практические занятия.
Задачи: определить уровень усвоения программного материала в ходе выполнения теоретических и практических заданий.
VIII. Итог. Шахматный праздник. (1 ч.)
Шахматный праздник.
Задачи: вызвать эмоциональный отклик в детских сердцах и положительное отношение к празднику

III. Организационный раздел
3.1 Методическое обеспечение программы.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия включают организационную теоретическую и практическую части.
Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций.
Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий
известных шахматистов.
Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по
решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры и другое.
Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерии успешности
определяются результатом участия учащихся объединения в соревнованиях различного ранга.
Программа предусматривает обучение детей в игровой форме, в обстановке творческого взаимодействия и интереса.
Для поддержания интереса используются дидактические сказки, богатые по содержанию и доступные для указанного возраста.
Постоянная смена видов деятельности на занятии будет способствовать активизации познавательной активности дошкольников.
Главным условием результативной работы являются дружеские отношения между детьми.
Методы, используемые на занятиях:
- игровые;
- репродуктивные;
- частично-поисковые;
- словесно-логические.
Основные формы занятий:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
20

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
Формы подведения итогов: по каждому разделу предусмотрено итоговое занятие, на котором будет организовано повторение и
обобщение знаний, умений и навыков, полученных в ходе работы над разделом (тестирование практических умений и выполнение
упражнения для закрепления знаний).
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете содержательно-насыщенна, трансформируема, полуфункциональна,
вариативна, доступна и безопасна, и эстетически-привлекательна. Имеется мультимедийное оборудование, ПК
3.2 Материально-техническое обеспечение.
Средства обучения: на 1 группу (12 человек)
● кабинет для занятий со столами и стульями;
● шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей);
● демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур;
● шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий;
шаблоны плоских шахматных фигур;
● шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации;
● таблицы к различным задачкам;
● раздаточный материал для тренингов;
● вопросники для контрольных занятий;
● словарь шахматных терминов;
● портреты знаменитых шахматистов;
● «Чудесный мешочек» для игры;
● цветные карандаши, фломастеры, бумага для рисования.
● индивидуальные рабочие тетрад
Список литературы
1. Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика, 1991
2. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004
3. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000
4. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу [текст]: пособие для учителя / И. Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 1999 И.Г.
21

5. Сухин «Волшебные фигуры или шахматы для детей 2 – 5 лет», Москва, «Новая школа», 1994 г.
6. Малыши играют в шахматы» В.Г. Гришин Москва «Просвещение» 1991.
7. Гришин В.Г., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
8. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1997
9. А. Карпов «Учитесь шахматам», Москва, «Эгмонт Россия Лтд.», 1997 г.
10. «Учусь играть в шахматы», составитель В. Третьякова, Москва, «Издательский центр «Терра», 1997 г.
11. Н..М. Петрушина «Шахматные дебюты. 10 уроков для самых маленьких», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.

Правила взятия и хода
фигур и пешки

Пешка

Король

Ферзь

Слон

Конь

Ладья

Пешка

Король

Ферзь

Слон

Конь

Баллы

Начальное
положение фигур

Названия шахматных
фигур

Ладья

Центр доски

Диагональ

Вертикаль

Шахматные термины

Горизонталь

Фамилия имя
ребенка

Шахматное поле

П/
№

Расположение доски

Приложение № 1
Диагностическое обследование детей по программе «Шахматная азбука», первый год обучения.

1
2
3
4
5
22

Условные обозначения
2 – высокий уровень
1 - средний уровень
0 – низкий уровень

Приложение № 2
Диагностическое обследование детей по программе «Шахматная азбука», второй год обучения.

Пешка

Король

Ферзь

Слон

Конь

Ладья

Разыгрывает шахматную
партию

Баллы

Правила взятия и хода фигур
и пешки

Решает шахматные задачи

Знает выдающихся шахматистов

Нотация

Пат

Мат

Шах

Рокировка

Диагональ

Вертикаль

Шахматные термины

Горизонталь

Фамилия имя
ребенка

Битое поле

П/№

1
2
3
4
5
6
23

7
Условные обозначения:
2 – высокий уровень
1 - средний уровень
0 – низкий уровень

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».